найти
Пароль
войти
Тест по истории: Образование и воспитание детей в Древней Греции (5 класс) Тест по истории: Образование и воспитание детей в Древней Греции (5 класс)

Тест по истории: Образование и воспитание детей в Древней Греции (5 класс)

Тест по истории «Образование и воспитание детей в Древней Греции» для 5 класса — это проверочная работа, раскрывающая путь юного эллина. Вопросы касаются обучения в платных школах, занятий в палестрах и гимнасиях, а также суровой подготовки эфебов для становления полноправным гражданином-воином.

Другое по теме:

1
С какого возраста начиналось обучение мальчиков в древнегреческой школе?

Правильный ответ:

С семи лет

Пояснение:

В Древней Греции считалось, что до семилетнего возраста воспитанием ребёнка, включая мальчиков, должна заниматься мать на женской половине дома. Однако в семь лет период раннего детства заканчивался, и жизнь мальчика кардинально менялась. Его передавали на попечение раба-педагога, который сопровождал его в школу и следил за его поведением вне дома. С этого момента начиналось систематическое платное обучение грамоте, счёту и музыке.
2
На чём ученики в древнегреческой школе чертили буквы заострённой палочкой?

Правильный ответ:

На дощечке, покрытой воском

Пояснение:

Для повседневного обучения письму греки использовали простые и, что важно, многоразовые инструменты. Ученики писали на небольших деревянных дощечках, поверхность которых покрывалась тонким слоем тёмного воска. Буквы и цифры процарапывались острой металлической или костяной палочкой — стилосом. Обратная сторона стилоса была плоской, как лопаточка, и ею можно было легко затереть воск, чтобы стереть написанное и использовать дощечку заново.
3
Чтение и декламирование каких поэм лежало в основе литературного образования в школе?

Правильный ответ:

«Илиада» и «Одиссея» Гомера

Пояснение:

Великие эпические поэмы Гомера «Илиада» и «Одиссея» были для греков не просто литературными произведениями, а настоящей «энциклопедией жизни» и основой основ воспитания. Изучая их, ученики не только знакомились с образцовым литературным языком, но и впитывали представления о доблести, чести, верности и благочестии. Подвиги героев, таких как Ахиллес и Одиссей, служили главными примерами для подражания будущим гражданам и воинам.
4
Как называлась частная школа спортивной борьбы и гимнастики, которую мальчики начинали посещать с 12 лет?

Правильный ответ:

Палестра

Пояснение:

Если начальная школа давала мальчикам общее образование, то палестра была местом, где целенаправленно закаляли тело. Это была частная платная школа, куда ученики начинали ходить с 12 лет. Здесь под руководством учителя (педотриба) мальчики и юноши занимались основными видами атлетических упражнений: бегом, борьбой, прыжками, метанием диска и копья. Занятия в палестре были важнейшей частью воспитания гармонично развитого гражданина.
5
Как в Афинах называли юношей 18 лет, которые приносили присягу и начинали военную подготовку?

Правильный ответ:

Эфебы

Пояснение:

Достижение 18-летнего возраста было важнейшим рубежом в жизни афинского юноши. С этого момента он становился эфебом и приступал к двухлетней военно-гражданской подготовке, называемой эфебией. Этот период начинался с принесения торжественной клятвы верности родному полису и был полностью посвящён освоению военного дела и развитию физической силы и выносливости. Только по окончании эфебии юноша мог стать полноправным гражданином.
6
Что из перечисленного НЕ входило в пять основных видов физических упражнений в палестре?

Правильный ответ:

Плавание

Пояснение:

Физическое воспитание греков было основано на системе из пяти ключевых дисциплин, которые вместе составляли пентатлон, или пятиборье. В него входили: бег, борьба, прыжки в длину, метание диска и метание копья. Эти упражнения были призваны гармонично развивать все группы мышц, силу, ловкость и выносливость будущего воина. Хотя в гимнасиях были бассейны и греки умели плавать, этот вид активности не входил в классическую пятёрку основных атлетических упражнений.
7
Почему музыке в Древней Греции уделялось большое внимание при обучении?

Правильный ответ:

Потому что без музыкального сопровождения стихи никогда не читали

Пояснение:

Для древних греков поэзия и музыка были неразделимыми понятиями. Любые стихотворные произведения, будь то эпические поэмы Гомера или лирические стихи, не просто читались, а декламировались нараспев или пелись под обязательный аккомпанемент музыкальных инструментов, чаще всего лиры или её более сложной разновидности — кифары. Поэтому умение играть на них было обязательной частью образования каждого культурного человека.
8
Какими были школы для мальчиков в Древней Греции?

Правильный ответ:

Частными и платными

Пояснение:

В Афинах и большинстве греческих полисов не существовало системы государственного начального образования. Все школы, где мальчиков обучали грамоте, счёту и музыке, были частными. Это означало, что родители должны были сами выбирать учителя для своего сына и платить ему за обучение. Доступность образования напрямую зависела от достатка семьи, хотя плата, как правило, была умеренной, чтобы даже не самые богатые граждане могли дать сыну базовые знания.
9
С какой целью афинское государство контролировало обучение в частных школах?

Правильный ответ:

Чтобы не допустить идей, направленных против демократии

Пояснение:

Афинская демократия очень внимательно относилась к воспитанию будущих граждан и стремилась сохранить свои устои. Хотя школы и были частными, государство оставляло за собой право контролировать содержание обучения. Власти пристально следили, чтобы учителя не внушали ученикам мысли, враждебные существующему демократическому строю. За нарушение этого правила и распространение антигосударственных идей учитель мог быть строго наказан, вплоть до предания суду.
10
Что получали эфебы от государства после первого года обучения, прежде чем отправиться на охрану границ?

Правильный ответ:

Щит и копьё

Пояснение:

Это был торжественный и очень символический момент в жизни молодого воина. После года интенсивных тренировок эфебы устраивали в театре перед всем народом публичную демонстрацию своих военных навыков. После этого государство, в знак признания их готовности стать защитниками отечества, торжественно вручало каждому из них щит (гоплон) и копьё — основное вооружение тяжеловооружённого пехотинца-гоплита. Это было символом их вступления в ряды воинов полиса.
11
Как обстояло дело с обучением девочек в школах в большинстве греческих полисов?

Правильный ответ:

Девочки не посещали школу

Пояснение:

В Афинах и подавляющем большинстве других греческих полисов считалось, что главная задача женщины — быть хорошей хозяйкой, женой и матерью. Поэтому формального образования для девочек не существовало, и в школы их не отправляли. Всему, что им было необходимо знать для будущей семейной жизни (ведению хозяйства, прядению, ткачеству, уходу за детьми), их обучали матери и другие старшие женщины в семье на женской половине дома.
12
Как назывались специальные бесплатные школы для занятий гимнастикой, которые содержало государство?

Правильный ответ:

Гимнасии

Пояснение:

В отличие от частных и платных палестр для мальчиков, гимнасии были крупными общественными спортивно-образовательными комплексами, которые содержались за счёт государства. Они были бесплатными и доступными для всех граждан мужского пола, в основном для юношей и взрослых мужчин. Гимнасии включали площадки для разных упражнений, беговые дорожки, бани, бассейны, а также помещения, где знаменитые философы могли собирать учеников и вести беседы.
13
Продолжительность подготовки эфебов (эфебия) до получения статуса полноправного гражданина составляла …

Правильный ответ:

два года

Пояснение:

Процесс превращения 18-летнего юноши в полноправного гражданина был строго регламентирован и занимал два года. Первый год был посвящён интенсивным спортивным упражнениям и освоению различных видов военной подготовки под руководством опытных наставников. Второй год эфебы несли реальную военную службу, охраняя границы и крепости на территории Аттики. Только по окончании этого двухлетнего срока они считались прошедшими все испытания.
14
Что из перечисленного было частью клятвы, которую приносили эфебы?

Правильный ответ:

Клянусь не позорить священное оружие и не покидать своего места в битве

Пояснение:

Клятва эфеба была торжественным обещанием, которое юноша давал своему полису перед лицом богов и сограждан. Она содержала в себе основы гражданского и воинского долга. Юноша клялся быть храбрым воином, никогда не проявлять трусости в бою и не бросать своих товарищей. Также он обещал подчиняться законам и властям и всеми силами трудиться на благо отечества, стараясь оставить его после себя более могущественным, чем он его принял.
15
Чему, помимо основных пяти упражнений, обучали юношей в палестре, чтобы приучить их к боли?

Правильный ответ:

Кулачному бою

Пояснение:

Воспитание воина предполагало не только развитие силы и ловкости, но и закалку характера, а также умение терпеть боль. Для этой цели в программу физической подготовки в палестрах, помимо классических дисциплин пятиборья, входил кулачный бой. В ходе учебных поединков юноши привыкали не бояться ударов, стойко переносить болевые ощущения и сохранять самообладание в жёстком противостоянии, что было крайне важно для будущего воина.
16
Какая наука о движении тела была важным дополнением к физическому воспитанию в палестре?

Правильный ответ:

Танцы

Пояснение:

Для греков физическое воспитание было направлено на достижение гармонии и красоты движений. Поэтому, наряду с атлетическими упражнениями, важным элементом подготовки были танцы. Их воспринимали не как развлечение, а как настоящую науку о правильном и гармоничном движении тела. Танцы развивали координацию, чувство ритма и пластичность, что считалось полезным как для воина, так и для любого гармонично развитого гражданина.
17
Какой полис был исключением из общего правила, уделяя внимание образованию девочек?

Правильный ответ:

Спарта

Пояснение:

В то время как в Афинах и большинстве других греческих полисов девочки не получали формального образования, Спарта представляла собой разительный контраст. В этом милитаризованном государстве существовала государственная система воспитания не только для мальчиков, но и для девочек. Спартанских девочек обучали грамоте, а также активно приобщали к физическим упражнениям, таким как бег, борьба и метание диска, так как считалось, что только сильная мать может родить сильного воина.
18
Что из перечисленного изучали эфебы во время своей военной подготовки?

Правильный ответ:

Верховую езду, морское дело и обращение с метательными орудиями

Пояснение:

Подготовка эфебов была комплексной и всесторонней, её целью было создание универсального воина, готового к любым вызовам. Помимо базовых спортивных упражнений, они осваивали множество прикладных военных навыков. Их учили не только владеть мечом и копьём, но и ездить верхом, управлять колесницей, стрелять из лука, а также обращаться со сложной осадной техникой. Кроме того, они изучали основы морского дела и тактики, включая искусство разбивки укреплённого лагеря.
19
Что, помимо чтения и письма, входило в программу обучения арифметике в школе?

Правильный ответ:

Возведение чисел в квадрат и куб, действия с дробями

Пояснение:

Обучение математике в древнегреческой школе было на довольно высоком уровне. Мальчиков учили не только четырём основным арифметическим действиям (сложению, вычитанию, умножению и делению). Программа включала и более сложные концепции: их обучали производить вычисления с дробями, возводить числа в степень (квадрат и куб), а также решать практические геометрические задачи, связанные с вычислением площадей и объёмов.
20
Когда юноша в Афинах считался полноправным гражданином?

Правильный ответ:

По окончании двухлетней подготовки эфебов

Пояснение:

Просто достигнуть совершеннолетия было недостаточно, чтобы стать полноправным гражданином со всеми правами, включая право участвовать в Народном собрании. Юноша должен был доказать свою готовность служить полису. Для этого он проходил двухлетнюю службу в качестве эфеба, состоявшую из интенсивной военной подготовки и несения гарнизонной службы. Только успешно пройдя это суровое испытание, он признавался достойным и становился полноправным членом гражданской общины.