найти
Пароль
войти
Тест по истории: Ослабление Эллады. Возвышение Македонии (5 класс) Тест по истории: Ослабление Эллады. Возвышение Македонии (5 класс)

Тест по истории: Ослабление Эллады. Возвышение Македонии (5 класс)

Тест по истории «Ослабление Эллады. Возвышение Македонии» для 5 класса — это проверочная работа, охватывающая сложный и драматичный период античной истории. Вопросы касаются причин и последствий Пелопоннесской войны, кризиса полисной системы, а также стремительного взлета Македонского царства под руководством Филиппа II. Ученикам предстоит вспомнить ключевые битвы, политических деятелей и военные нововведения той эпохи.

1
В каком году началась Пелопоннесская война, ставшая началом ослабления Греции?

Правильный ответ:

431 год до н. э.

Пояснение:

Пелопоннесская война, представлявшая собой ожесточенный конфликт между Афинским морским союзом и Пелопоннесским союзом (во главе со Спартой), началась в 431 году до н. э. Эта война длилась 27 лет и привела к истощению ресурсов греческих полисов, что в дальнейшем облегчило их завоевание Македонией.
2
Какое бедствие постигло Афины в самом начале войны со Спартой?

Правильный ответ:

Эпидемия чумы

Пояснение:

В начале войны в переполненных беженцами Афинах вспыхнула страшная эпидемия (историки часто называют её чумой, хотя точный диагноз спорен). Болезнь унесла жизни сотен людей, включая выдающегося государственного деятеля Перикла, что сильно подорвало моральный дух и мощь афинян.
3
Какое государство тайно финансировало Спарту в войне против Афин?

Правильный ответ:

Персия

Пояснение:

Персидская держава, бывший общий враг греков, действовала по принципу «разделяй и властвуй». Персы тайно снабжали Спарту деньгами (золотом), что позволило спартанцам, не имевшим собственного сильного флота, построить корабли и в итоге одержать победу над Афинами на море.
4
Что сделали победители-спартанцы с Длинными стенами Афин?

Правильный ответ:

Приказали срыть (разрушить)

Пояснение:

Длинные стены, соединявшие Афины с морским портом Пирей, были главным символом неприступности и морского могущества города. После капитуляции Афин спартанцы потребовали разрушить эти укрепления. Стены были срыты под звуки флейт, что символизировало конец афинского господства.
5
Как звали царя, который превратил Македонию в мощную державу?

Правильный ответ:

Филипп II

Пояснение:

В середине IV века до н. э. царь Филипп II смог объединить македонские племена, укрепить царскую власть и провести военную реформу. Благодаря его талантам дипломата и полководца, отсталая ранее Македония стала самым сильным государством на Балканском полуострове.
6
В чем была главная особенность македонской фаланги?

Правильный ответ:

Воины использовали копья разной длины (до 6 метров)

Пояснение:

Македонская фаланга отличалась от греческой своей глубиной и вооружением. Воины первых рядов держали сариссы (копья) разной длины, доходящие до 5-6 метров. Копья задних рядов клались на плечи передних, создавая непробиваемую щетину. В бою участвовало одновременно несколько тысяч наконечников.
7
Как называлась тяжелая конница македонского царя?

Правильный ответ:

Гетайры

Пояснение:

В македонской армии важную роль играла конница, которая защищала фланги и наносила решающие удары. В ней служила македонская знать. Этих всадников называли «гетайры», что в переводе означает «товарищи» или «спутники» царя.
8
Кто такой Демосфен?

Правильный ответ:

Афинский оратор, противник Македонии

Пояснение:

Демосфен был знаменитым афинским оратором и политиком, который возглавил сопротивление македонской экспансии. Он произносил гневные речи против Филиппа II («филиппики»), призывая греков объединиться и защитить свою свободу и демократию.
9
Как Демосфен тренировал свой голос и дикцию?

Правильный ответ:

Набирал в рот камешки и читал стихи

Пояснение:

Демосфен от природы имел слабый голос и плохую дикцию. Чтобы исправить это, он набирал в рот морскую гальку (камешки) и старался четко произносить речи. Также он тренировался на берегу моря, пытаясь голосом перекрыть шум прибоя.
10
Какое животное, по словам Филиппа II, могло взять любую крепость?

Правильный ответ:

Осел, груженный золотом

Пояснение:

Филипп II был не только воином, но и хитрым дипломатом, активно использовавшим подкуп. Ему приписывают фразу: «Нет такой неприступной крепости, в которую не мог бы войти осел, груженный золотом». Это означало, что предательство может открыть любые ворота.
11
Где и когда состоялась решающая битва между греками и македонцами?

Правильный ответ:

У города Херонея в 338 г. до н. э.

Пояснение:

Решающее сражение, положившее конец независимости греческих полисов, произошло в 338 году до н. э. близ города Херонея. Объединенное войско Афин и Фив встретилось с армией Филиппа II и потерпело сокрушительное поражение.
12
Какую роль в битве при Херонее сыграл юный Александр, сын Филиппа?

Правильный ответ:

Он командовал левым флангом и нанес решающий удар

Пояснение:

В битве при Херонее 18-летний сын Филиппа, Александр (будущий Македонский), командовал левым флангом армии, где находилась конница. Именно его успешная атака, опрокинувшая афинян и фиванцев, во многом решила исход сражения в пользу Македонии.
13
Как поступил Филипп II с греческими городами после победы?

Правильный ответ:

Объявил их свободными, но объединил в союз под своей властью

Пояснение:

Филипп II проявил дальновидность и не стал уничтожать побежденные города. Он формально объявил их свободными, но заставил вступить в Коринфский союз, где Македония играла главную роль. Ему нужны были не руины, а союзники для похода на Восток.
14
Какой великий поход задумал Филипп II после подчинения Греции?

Правильный ответ:

Поход на Персию

Пояснение:

Объединив Грецию, Филипп II объявил о подготовке к грандиозному походу против Персидской державы. Это была объединяющая идея: отомстить персам за разрушенные святилища во время греко-персидских войн и захватить богатства Востока.
15
Как оборвалась жизнь царя Филиппа II?

Правильный ответ:

Он был убит собственным телохранителем

Пояснение:

Планы Филиппа II были прерваны его внезапной смертью. В 336 году до н. э., во время свадебных торжеств своей дочери, он был предательски заколот кинжалом. Убийцей оказался один из его личных телохранителей (Павсаний).
16
Как назывались золотые монеты, которые начал чеканить македонский царь?

Правильный ответ:

Филиппики

Пояснение:

Укрепив свою власть и захватив богатые золотые рудники, Филипп II начал чеканить полновесную золотую монету, которая получила название по его имени — «филиппик». Эти деньги широко использовались для оплаты наемников и подкупа политиков в других странах.
17
Что заимствовали македонцы у греков (эллинов)?

Правильный ответ:

Алфавит и культурные достижения

Пояснение:

Македония, считавшаяся ранее полуварварской страной, активно перенимала греческую культуру. В частности, македонцы использовали греческий алфавит, а при дворе царя жили греческие писатели, художники и ученые (учителем Александра был Аристотель).
18
Какое высказывание о силе слова было популярно у эллинов?

Правильный ответ:

«В политике слово обладает тем же могуществом, что железо на войне»

Пояснение:

В демократических Афинах ораторское искусство ценилось невероятно высоко. Греки считали, что умение убеждать толпу в Народном собрании является мощнейшим оружием. Они говорили: «Тем могуществом, которым обладает на войне железо, в политической жизни обладает слово».
19
Кто в македонской фаланге был вооружен короткими мечами?

Правильный ответ:

Все воины фаланги (как дополнительное оружие)

Пояснение:

Основным оружием фаланги было длинное копье (сарисса), но каждый воин также имел при себе короткий меч. Он был необходим в случае, если строй распадался, копье ломалось или враг прорывался слишком близко, когда длинным копьем действовать было невозможно.
20
Почему победа над Афинами принесла Спарте несчастья?

Правильный ответ:

Поток золота разрушил равенство граждан

Пояснение:

После победы в Пелопоннесской войне в Спарту хлынули огромные богатства (трофеи и дань). Это нарушило древние законы, запрещавшие роскошь. Появилось имущественное неравенство, «община равных» разрушилась, а число боеспособных граждан резко сократилось, что ослабило государство.