найти
Пароль
войти
Тест по истории раннего Нового времени: Человек, общество, государство (7 класс) Тест по истории раннего Нового времени: Человек, общество, государство (7 класс)

Тест по истории раннего Нового времени: Человек, общество, государство (7 класс)

Тест по истории раннего Нового времени «Человек, общество, государство» для 7 класса — это проверочная работа, посвященная изменениям в политике, обществе и быте. Вопросы охватывают становление абсолютизма, сословную иерархию, а также перемены в интерьере, еде, моде и семейной жизни европейцев.

Другое по теме:

1
Какая форма правления окончательно сложилась в XVI веке, основанная на представлении об абсолютной власти монарха?

Правильный ответ:

Абсолютизм

Пояснение:

Абсолютизм — это форма правления, при которой верховная власть в государстве полностью и безраздельно принадлежит монарху. В XVI-XVII веках в Европе сложилось представление, что власть государя имеет божественное происхождение, а сам он является проводником воли Бога. Это давало ему право отменять старые законы, действовать вопреки им в интересах государства и не разделять власть с другими сеньорами, концентрируя её в своих руках.
2
Какая из перечисленных привилегий считалась главной для первых двух сословий в большинстве стран?

Правильный ответ:

Освобождение от налогов

Пояснение:

Главной и самой ощутимой привилегией духовенства и дворянства было освобождение от уплаты основных государственных налогов. Эта норма оправдывалась особым служением этих сословий. Во Франции, например, говорили, что духовенство молится за всех, а дворянство платит «налог кровью» на полях сражений. Вся тяжесть налогового бремени ложилась на третье сословие, что вызывало огромное социальное напряжение.

3
Какое занятие считалось несовместимым со статусом дворянина в большинстве стран, кроме Англии?

Правильный ответ:

Торговля

Пояснение:

В большинстве европейских стран, особенно во Франции, считалось, что дворянин не должен унижать себя занятиями, связанными с извлечением прибыли, такими как торговля или ручной труд. Его предназначение — военная служба и управление землями. Исключением была Англия, где торговля не считалась позорной для дворянства. Младших сыновей дворян там нередко отдавали в обучение купцам, что способствовало сближению аристократии и буржуазии.

4
Какое название получили состоятельные горожане во Франции, обладавшие собственными ценностями и привилегиями?

Правильный ответ:

Буржуа

Пояснение:

Во Франции верхушку третьего сословия, состоявшую из богатых купцов, банкиров, судейских чиновников и владельцев мануфактур, называли буржуа, а сам слой — буржуазией. В германских землях для их обозначения использовали слово «бюргеры». Этот слой противопоставлял себя как крестьянству, так и дворянству, выдвигая на первый план ценность богатства, в том числе приобретённого собственным трудом, а не только по наследству.

5
Что такое «анфилада» в архитектуре богатых домов?

Правильный ответ:

Череда расположенных по прямой линии и сообщающихся друг с другом комнат

Пояснение:

Анфиладная планировка была характерна для дворцов и особняков аристократии вплоть до XVIII века. Она представляла собой ряд комнат, двери которых располагались на одной оси, создавая сквозную перспективу. Такая планировка не предусматривала уединения, так как все комнаты были проходными. Чтобы попасть в дальнюю комнату, нужно было пройти через все предыдущие. Это отражало публичный характер жизни знати того времени.
6
Какая страна задавала тон в придворном этикете, а её короля иностранцы называли «статуей»?

Правильный ответ:

Испания

Пояснение:

В XVI-XVII веках испанский королевский двор славился самым строгим и формализованным этикетом. Правила поведения были призваны максимально возвысить монарха над подданными. Иностранные послы, попадавшие на аудиенцию, были поражены неподвижностью и немногословностью испанского короля. Он казался им существом из другого мира, настолько отстранённым от обычных людей, что они прозвали его «статуей» или «живым мертвецом».
7
Какое единственное сословие в католических странах не передавало свой статус по наследству?

Правильный ответ:

Духовенство

Пояснение:

Первое сословие — католическое духовенство — было единственным, принадлежность к которому не передавалась по наследству. Все священники, монахи и высшие иерархи церкви должны были хранить обет безбрачия (целибат), то есть им запрещалось вступать в брак и иметь детей. Таким образом, это сословие постоянно пополнялось за счёт выходцев из других сословий, в первую очередь из дворянства (для высших постов) и третьего сословия (для приходских священников).

8
Что в Новое время стало играть более важную роль для дворянина, чем обязательная военная служба?

Правильный ответ:

Ведение подобающего образа жизни и древность рода

Пояснение:

С развитием наёмных армий военная служба перестала быть исключительной обязанностью дворян. На первый план вышли другие маркеры статуса. Гораздо важнее стало вести «благородный» образ жизни, соответствующий высокому положению, а также иметь знатных предков. Древность рода и статус, передававшийся по наследству, определяли престиж семьи и её положение при королевском дворе, что зачастую было важнее личных военных заслуг.

9
Какой предмет мебели пришёл на смену сундукам в домах состоятельных людей?

Правильный ответ:

Шкафы

Пояснение:

Сундук был универсальным предметом мебели в Средние века: в нём хранили вещи, на нём сидели и даже спали. С ростом стремления к комфорту и специализации мебели его постепенно вытеснили шкафы. Шкаф был гораздо удобнее для хранения одежды и других вещей в упорядоченном виде. Появление шкафов, как и другой стационарной, неразборной мебели, свидетельствовало о переходе к более оседлому образу жизни.

10
Какой предмет сервировки вошёл в обиход во второй половине XVI века, но долго считался ненужной роскошью?

Правильный ответ:

Вилка

Пояснение:

Хотя вилка была известна и ранее, именно во второй половине XVI века она стала входить в обиход при дворах аристократии, в первую очередь в Италии. Она позволяла брать еду, не пачкая рук. Однако этот столовый прибор очень долго воспринимался остальными европейцами как забавная, изнеженная и совершенно ненужная роскошь. Обыденным предметом для широких слоёв населения вилка стала значительно позже.

11
Какая страна стала законодательницей мод в Европе в XVII веке?

Правильный ответ:

Франция

Пояснение:

Если в XVI веке, в эпоху своего политического могущества, тон в европейской моде задавала строгая и чопорная Испания, то в XVII веке ситуация изменилась. С ростом влияния и блеска двора французских королей законодательницей мод становится Франция. Парижской моде — более лёгкой, изящной и пышной — начинают подражать все аристократические дворы Европы, от Лиссабона до Варшавы.
12
Почему в XVI-XVII веках европейцы мылись довольно редко?

Правильный ответ:

Считалось, что мытьё горячей водой ослабляет организм и открывает поры для инфекций

Пояснение:

Это представление укоренилось в сознании европейцев со времён эпидемий чумы XIV века. Врачи того времени полагали, что горячая вода и пар расширяют кожные поры, делая организм беззащитным перед «моровым поветрием» и любыми другими болезнями. Поэтому общественные бани, популярные в Средние века, к XVI веку почти исчезли, а мытьё всего тела стало очень редкой процедурой. Гигиену поддерживали, меняя бельё и обтираясь.
13
Имя какого чешского мыслителя, основателя современной педагогики, связано с XVII веком?

Правильный ответ:

Ян Амос Коменский

Пояснение:

Ян Амос Коменский — великий чешский педагог-гуманист, чьи идеи легли в основу современной школьной системы. Он жил и работал в XVII веке. Коменский выступал за всеобщее образование, создание единой школьной программы, а также за внедрение принципов, которые используются и сегодня: деление на классы по возрасту, поурочная система («классно-урочная»), наглядность в обучении и учёт возрастных особенностей детей.
14
Абсолютная власть монарха означала …

Правильный ответ:

право отменять законы предшественников и действовать вопреки закону ради интересов государства

Пояснение:

Теория абсолютизма предполагала, что власть монарха стоит выше обычных законов. Считалось, что он как наместник Бога на земле имеет право отменять любые законы, принятые его предшественниками, если они устарели или мешают. Более того, в чрезвычайных ситуациях, ради высших интересов государства, монарх мог действовать вопреки существующим законам. Однако это не означало полного произвола, так как его власть сдерживали традиции и божественные установления.
15
Какую важную функцию, помимо молитв, выполняли приходские священники?

Правильный ответ:

Вели регистрацию крещений, браков и отпеваний

Пояснение:

В эпоху, когда у государства ещё не было разветвлённой сети чиновников на местах, церковь выполняла множество административных функций. Приходские священники были фактически первыми регистраторами актов гражданского состояния. В специальных приходских книгах они записывали даты крещений (рождений), венчаний (браков) и отпеваний (смертей). Эти записи сегодня являются ценнейшим историческим источником.

16
Что из перечисленного НЕ было привилегией дворянства?

Правильный ответ:

Обязанность платить основной государственный налог

Пояснение:

Уплата основных налогов была обязанностью третьего, податного сословия. Дворянство же, как и духовенство, в большинстве стран было привилегированным, то есть освобождённым от налогов, сословием. Считалось, что дворяне служат государству своей кровью на войне, и это освобождает их от денежных повинностей. Наличие или отсутствие этой привилегии было одним из главных маркеров, отделявших дворян от простолюдинов.
17
Какое слово происходит от латинского «mobilis» (подвижный) и отражает образ жизни знати?

Правильный ответ:

Мебель

Пояснение:

Само слово «мебель» происходит от латинского «mobilis», что означает «подвижный», «перемещаемый». Это связано с образом жизни знати вплоть до XVI-XVII веков. Сеньоры не жили постоянно в одном месте, а переезжали из одного своего замка в другой. При этом было дорого содержать несколько полностью обставленных резиденций, поэтому мебель, утварь, ковры и гобелены часто делали разборными и возили с собой. Мебель была мобильной в прямом смысле слова.

18
Что стало создавать общее впечатление о чистоплотности человека в XVI-XVII веках?

Правильный ответ:

Частая смена белья (рубашки)

Пояснение:

Поскольку мытьё тела, особенно горячей водой, считалось вредным для здоровья, критерием чистоплотности стала не чистота кожи, а чистота белья. Рубашка, которая непосредственно прилегала к телу, впитывала пот и грязь. Её стали менять значительно чаще. Если раньше рубаха была скрыта под верхней одеждой, то теперь её элементы — белоснежные манжеты и воротники — стали выставлять напоказ как признак аккуратности и высокого статуса владельца.
19
Какая тенденция в заключении браков наблюдалась в Англии с XVI по XVIII век?

Правильный ответ:

Средний возраст вступления в брак постепенно повышался

Пояснение:

В раннее Новое время в Западной Европе, в том числе в Англии, наблюдалась тенденция к более позднему вступлению в брак. Считалось, что мужчина может жениться только тогда, когда будет способен содержать семью. Для небогатых дворян в Англии средний возраст первого брака вырос с 21 года в начале XVI века до 26 лет на рубеже XVII-XVIII веков. В городах женились ещё позже, чем в сельской местности.
20
На что, кроме бюрократического аппарата, приходилось опираться абсолютным монархам?

Правильный ответ:

На наёмную армию

Пояснение:

Старая система феодального ополчения, когда вассалы были обязаны являться на войну по призыву сеньора, перестала отвечать требованиям времени. Для ведения постоянных войн с использованием огнестрельного оружия требовалась профессиональная, дисциплинированная и постоянно готовая к бою армия. Такой армией стала наёмная армия, которая подчинялась непосредственно королю, а не местным сеньорам. Однако её содержание требовало огромных денег.

21
Почему, согласно распространённому во Франции мнению, дворянство не платило налоги?

Правильный ответ:

Потому что оно уплачивало налог «кровью на полях сражений»

Пояснение:

Существовало идеологическое оправдание налоговых привилегий. Считалось, что каждое сословие служит обществу по-своему. Духовенство служит молитвой, поэтому оно освобождено от налогов. Дворянство, как военное сословие, служит королю и стране на поле боя, рискуя жизнью. Таким образом, они платят свой налог «кровью». А третье сословие, которое не молится профессионально и не воюет, должно обеспечивать государство деньгами.
22
Что такое гастрономия, возникшая во Франции в XVII веке?

Правильный ответ:

Искусство сложного и изысканного приготовления пищи

Пояснение:

Гастрономия зародилась в домах французской аристократии в XVII веке как искусство высокой кухни. Она предполагала создание сложных, затейливых блюд с изысканными соусами и десертами, приготовление которых требовало большого мастерства и времени. Повара стремились не просто накормить, а удивить гостей необычными сочетаниями вкусов и эффектной подачей. Это было связано с удешевлением пряностей и поиском новых способов подчеркнуть свой статус.
23
Почему на лицо наносили белила, а загар считался дурным тоном?

Правильный ответ:

Загар считался отличительной чертой простонародья

Пояснение:

В обществе, где большинство населения составляли крестьяне, работавшие в поле под открытым небом, загар был неизбежным признаком физического труда и, следовательно, низкого происхождения. Аристократки и состоятельные горожанки, которые могли позволить себе не работать, всячески подчёркивали свою праздность. Белая, незагорелая кожа считалась главным признаком благородства. Чтобы добиться эффекта аристократической бледности, они наносили на лицо вредные свинцовые белила.

24
Какой предмет одежды, появившись в XVI веке, в XVII стал практически обязательным для мужчин высокого статуса?

Правильный ответ:

Парик

Пояснение:

Парики, появившись в XVI веке, вошли в широкую моду в XVII столетии, во многом благодаря французскому королю Людовику XIII, который начал носить парик, чтобы скрыть свою лысину. Очень скоро парик стал не просто способом скрыть недостатки, а обязательным атрибутом аристократа, чиновника или любого человека, занимавшего высокое положение в обществе. Пышный, напудренный парик демонстрировал статус и богатство его владельца.

25
Как называлась череда комнат, расположенных по прямой линии и сообщающихся друг с другом?

Правильный ответ:

Анфилада

Пояснение:

Анфилада — это ряд примыкающих друг к другу помещений (комнат или залов), дверные проёмы которых расположены на одной оси. При открытых дверях создаётся сквозная, уходящая вглубь перспектива. Такая планировка была очень популярна в архитектуре барокко и классицизма (XVII-XVIII вв.). Она подчёркивала парадность и масштаб резиденции, но была неудобна для частной жизни, так как комнаты были проходными, что не обеспечивало уединения.

26
Какое из этих прав НЕ входило в число тех, что монархи отобрали у других сеньоров?

Правильный ответ:

Право владеть землёй

Пояснение:

В процессе становления абсолютизма монархи концентрировали в своих руках все ключевые атрибуты суверенной власти. Они лишили крупных феодалов права чеканить собственную монету, издавать законы для своих территорий и вести самостоятельную внешнюю политику, заключая союзы. Однако они не отбирали у них право владеть землёй. Собственность, в том числе земельная, считалась священной, и даже абсолютный монарх не мог посягать на неё без веских причин.
27
Какой предмет появился над кроватью для защиты от холода и сквозняков?

Правильный ответ:

Балдахин

Пояснение:

Балдахин — это тканевый навес над кроватью, который крепился на столбиках или к потолку. В плохо отапливаемых и продуваемых сквозняками замках и особняках он выполнял важную практическую функцию. Плотная ткань балдахина и занавесей по его периметру помогала сохранять тепло вокруг спящего человека, защищая его от холода и сквозняков, а также от насекомых, падавших с потолка. Позже он стал и элементом декора.

28
Какое из этих утверждений об образовании в XVI-XVII веках НЕВЕРНО?

Правильный ответ:

Получение школьного образования было обязательным для всех сословий

Пояснение:

Хотя XVI-XVII века и называют эпохой «революции в образовании» из-за роста грамотности и появления новых педагогических идей, школьное образование ни в коей мере не было обязательным. Оно не было всеобщим и не требовалось по закону. Решение об обучении детей принимали родители, исходя из своих возможностей и представлений о необходимости грамоты. Большинство детей, особенно в третьем сословии, не получали никакого формального образования.