найти
Пароль
войти
Тест по истории: Распространение идей Просвещения (8 класс) Тест по истории: Распространение идей Просвещения (8 класс)

Тест по истории: Распространение идей Просвещения (8 класс)

Тест по истории «Распространение идей Просвещения» для 8 класса — это проверочная работа, охватывающая ключевые идеи, деятелей и события XVIII века. Вопросы помогут проверить знание теорий Монтескьё, Вольтера, Руссо, а также понять суть «просвещённого абсолютизма» и влияние этих идей на мир.

1
Какой век в истории Европы называют эпохой Просвещения?

Правильный ответ:

XVIII в.

Пояснение:

Эпохой Просвещения принято называть XVIII век. Это было время триумфа научного знания, рационализма и гуманизма, когда передовые мыслители — философы, писатели, учёные — стремились преобразовать общество на основе разума и справедливости. Идеи, зародившиеся в XVII веке благодаря научной революции, получили в XVIII веке широчайшее распространение, оказав огромное влияние на политику, культуру и социальные отношения по всей Европе и за её пределами.

2
Какая идея является центральной для мировоззрения эпохи Просвещения?

Правильный ответ:

Идея решающей роли разума и науки в познании мира

Пояснение:

Центральной идеей Просвещения был культ Разума. Просветители верили, что человеческий разум способен познать все законы природы и общества, а научные знания являются ключом к прогрессу и построению справедливого мироустройства. Они критиковали суеверия, религиозный фанатизм и устаревшие традиции, противопоставляя им рациональное мышление, логику и опытное познание как главные инструменты для улучшения жизни человека и общества в целом.

3
Кто из перечисленных мыслителей является автором учения о разделении властей на законодательную, исполнительную и судебную?

Правильный ответ:

Шарль Луи де Монтескьё

Пояснение:

Шарль Луи де Секонда, барон де Монтескьё, в своем знаменитом труде «О духе законов» сформулировал теорию разделения властей на законодательную, исполнительную и судебную. Он утверждал, что для предотвращения злоупотреблений и тирании необходимо, чтобы эти три ветви власти были независимы друг от друга и взаимно сдерживали друг друга. Эта идея стала фундаментальной для конституционного устройства многих современных демократических государств и является одним из величайших вкладов эпохи Просвещения в политическую мысль.

4
Какое многотомное издание, ставшее символом эпохи Просвещения и систематизировавшее все знания того времени, было создано под редакцией Д. Дидро и Ж. Д’Аламбера?

Правильный ответ:

«Энциклопедия, или Толковый словарь наук, искусств и ремёсел»

Пояснение:

«Энциклопедия, или Толковый словарь наук, искусств и ремёсел» — это монументальный труд французских просветителей, издававшийся с 1751 по 1780 год. Главными редакторами проекта были Дени Дидро и Жан ле Рон Д’Аламбер. Издание ставило своей целью собрать и систематизировать все накопленные человечеством знания и представить их с точки зрения рационализма. «Энциклопедия» стала настоящим оружием в борьбе с предрассудками, невежеством и старым порядком, распространяя идеи Просвещения по всей Европе.

5
Идею о том, что источником верховной власти в государстве является народ, а не монарх, наиболее последовательно развивал ...

Правильный ответ:

Жан-Жак Руссо

Пояснение:

Жан-Жак Руссо в своём трактате «Об общественном договоре» выдвинул и обосновал теорию народного суверенитета. Согласно его учению, единственным законным источником власти является общая воля народа. Правители же являются лишь уполномоченными представителями народа и обязаны действовать в его интересах. Если правительство нарушает общественный договор и узурпирует власть, народ имеет право свергнуть его. Эта радикальная идея оказала огромное влияние на идеологию Великой французской революции.

6
Как называется политика, проводимая некоторыми монархами XVIII века, которая заключалась в преобразовании наиболее устаревших сторон жизни общества по инициативе монарха-реформатора?

Правильный ответ:

Просвещённый абсолютизм

Пояснение:

Просвещённый абсолютизм — это политика, характерная для ряда европейских монархий второй половины XVIII века. Монархи (такие как Фридрих II в Пруссии, Екатерина II в России, Иосиф II в Австрии), находясь под влиянием идей Просвещения, проводили реформы, направленные на модернизацию государства: поощряли развитие науки и искусств, реформировали законодательство и судопроизводство, ослабляли влияние церкви и декларировали заботу о благе подданных, сохраняя при этом всю полноту своей власти.

7
Кого из европейских монархов называли «королём-философом» за его увлечение идеями Просвещения, переписку с Вольтером и проведение реформ в духе просвещённого абсолютизма?

Правильный ответ:

Фридрих II Великий

Пояснение:

Прусского короля Фридриха II Великого часто называли «королём-философом» или «философом на троне». Он был одним из самых ярких представителей просвещённого абсолютизма. Фридрих II активно переписывался с Вольтером, приглашал его к своему двору, покровительствовал наукам и искусствам, провёл судебную реформу, отменил пытки и провозгласил веротерпимость. Его правление стало примером того, как монарх может использовать идеи Просвещения для укрепления и модернизации своего государства.

8
Основоположником экономической науки и автором книги «Исследование о природе и причинах богатства народов» был ...

Правильный ответ:

Адам Смит

Пояснение:

Шотландский экономист и философ Адам Смит считается отцом современной экономической теории. В его главном труде «Исследование о природе и причинах богатства народов» (1776 г.) были заложены основы классической политэкономии. Смит обосновал идею о том, что свободный рынок, основанный на конкуренции и разделении труда, является наиболее эффективным механизмом распределения ресурсов и создания богатства. Его концепция «невидимой руки рынка» оказала колоссальное влияние на развитие экономической мысли.

9
Какой философ, критикуя церковь и религиозный фанатизм, выдвинул знаменитый лозунг «Раздавите гадину!»?

Правильный ответ:

Вольтер

Пояснение:

Вольтер (Франсуа-Мари Аруэ) был одним из самых ярых критиков католической церкви, религиозной нетерпимости и фанатизма. Под «гадиной» (фр. l’infâme) он подразумевал не религию как таковую, а именно церковную организацию, которая, по его мнению, была источником суеверий, угнетения свободной мысли и преследований инакомыслящих. Свой знаменитый призыв «Écrasez l’infâme!» («Раздавите гадину!») он часто использовал в конце своих писем, борясь за свободу совести и веротерпимость.

10
Что из перечисленного НЕ относится к идеям Просвещения?

Правильный ответ:

Утверждение о божественном праве королей на власть

Пояснение:

Утверждение о божественном праве королей на власть является идеологической основой классического абсолютизма, который просветители как раз подвергали резкой критике. Мыслители Просвещения, напротив, доказывали, что источником власти является народ (теория общественного договора Руссо), а не Бог. Они выступали за ограничение монархии конституцией и законами, а также за разделение властей (Монтескьё) и гарантии неотчуждаемых прав человека (Локк).

11
Какой английский мыслитель XVII века, автор труда «Два трактата о правлении», считается одним из «отцов» Просвещения и автором концепции естественных прав человека?

Правильный ответ:

Джон Локк

Пояснение:

Джон Локк, живший на рубеже XVII-XVIII веков, оказал огромное влияние на философию Просвещения. В своём труде «Два трактата о правлении» он сформулировал концепцию естественных, неотчуждаемых прав человека, к которым относил право на жизнь, свободу и собственность. По его мнению, государство создаётся людьми для защиты этих прав, и если оно их нарушает, народ имеет право на восстание. Идеи Локка легли в основу Декларации независимости США и Декларации прав человека и гражданина во Франции.

12
Как назывались собрания в домах аристократов в Париже, где встречались писатели, художники и философы для обсуждения новых идей, литературных произведений и политических новостей?

Правильный ответ:

Салоны

Пояснение:

Литературные и философские салоны играли важнейшую роль в распространении идей Просвещения, особенно во Франции. Это были регулярные собрания в домах знатных и образованных дам (например, мадам Жоффрен, мадам дю Деффан), куда приглашались самые блестящие умы эпохи. В непринуждённой обстановке здесь велись дискуссии на самые острые темы, зачитывались новые произведения, формировалось общественное мнение. Салоны стали центрами интеллектуальной жизни и свободомыслия.

13
Идея «экономического либерализма», согласно которой государство не должно вмешиваться в экономику, получила название ...

Правильный ответ:

Laissez-faire («позвольте-делать»)

Пояснение:

Принцип «Laissez-faire, laissez-passer» (буквально «позвольте делать, позвольте идти») стал девизом сторонников экономического либерализма, в первую очередь французских физиократов и Адама Смита. Эта доктрина предполагала минимальное вмешательство государства в экономические процессы. Считалось, что свободный рынок, действующий на основе естественных законов спроса и предложения, способен к саморегуляции и обеспечивает наилучшее распределение ресурсов без необходимости государственного контроля.

14
Какой австрийский монарх провёл радикальные реформы в духе просвещённого абсолютизма, включая отмену крепостного права и введение равенства всех перед судом? Многие его реформы были отменены после его смерти.

Правильный ответ:

Иосиф II

Пояснение:

Император Священной Римской империи Иосиф II, сын Марии Терезии, был одним из самых последовательных и радикальных монархов-реформаторов эпохи Просвещения. За своё десятилетнее правление (1780-1790) он издал тысячи указов, направленных на централизацию государства, подчинение церкви государству, введение веротерпимости, равенства всех сословий перед законом и даже отмену крепостной зависимости. Однако его реформы были слишком поспешными и не учитывали сопротивления дворянства и духовенства, из-за чего многие из них были свёрнуты после его кончины.

15
Какое из этих утверждений наилучшим образом описывает взгляды деистов, к которым принадлежали многие просветители?

Правильный ответ:

Бог создал мир как часовщик, который завёл часы, но не вмешивается в их дальнейший ход.

Пояснение:

Деизм — это религиозно-философское учение, получившее распространение в эпоху Просвещения. Деисты (например, Вольтер) признавали существование Бога как безличного первопринципа, Творца, который создал Вселенную и её разумные законы. Однако они отрицали божественное откровение, чудеса и вмешательство Бога в природные и человеческие дела. Мир, по их мнению, подобен гигантскому часовому механизму, заведённому Богом и дальше работающему по своим собственным, познаваемым законам.

16
Какая революция конца XVIII века считается практическим воплощением идей Просвещения о свободе, равенстве и народном суверенитете?

Правильный ответ:

Великая французская революция

Пояснение:

Великая французская революция (1789-1799) стала кульминацией и практическим воплощением идей Просвещения. Её лозунг «Свобода, Равенство, Братство», принятая «Декларация прав человека и гражданина», основанная на идеях Локка и Руссо, свержение монархии и провозглашение республики — всё это было прямым следствием распространения просветительских идей. Революционеры сознательно стремились перестроить Францию на разумных началах, о которых писали философы XVIII века.

17
Немецкий философ, автор работы «Критика чистого разума» и статьи «Что такое Просвещение?», в которой он определил Просвещение как «выход человека из состояния своего несовершеннолетия».

Правильный ответ:

Иммануил Кант

Пояснение:

Иммануил Кант, один из величайших философов в истории, является ключевой фигурой немецкого Просвещения. В своей знаменитой статье «Ответ на вопрос: что такое Просвещение?» (1784) он дал классическое определение этой эпохи. Девизом Просвещения, по Канту, является призыв «Sapere aude!» — «Имей мужество пользоваться собственным умом!». Он видел суть Просвещения в освобождении человеческого разума от внешних авторитетов и в способности каждого мыслить самостоятельно и критически.

18
Идея «общественного договора», согласно которой люди добровольно отказываются от части своих свобод в пользу государства для обеспечения порядка и безопасности, была разработана в трудах ...

Правильный ответ:

Гоббса, Локка и Руссо

Пояснение:

Теория общественного договора — одна из центральных политических концепций Нового времени и эпохи Просвещения. Хотя её основы заложил ещё Томас Гоббс в XVII веке, именно просветители Джон Локк и Жан-Жак Руссо придали ей классическую форму. Они по-разному трактовали детали, но сходились в главном: государство возникает не по воле Бога, а в результате добровольного соглашения (договора) между людьми, которые передают часть своих прав правительству в обмен на защиту жизни, свободы и собственности.

19
Кто из просветителей считал, что частная собственность является источником неравенства и всех бедствий общества?

Правильный ответ:

Жан-Жак Руссо

Пояснение:

Жан-Жак Руссо занимал особую позицию среди просветителей. В своём «Рассуждении о происхождении и основаниях неравенства между людьми» он доказывал, что в естественном состоянии люди были равны и свободны. По его мнению, именно возникновение частной собственности стало роковым моментом, породившим неравенство, зависть, конфликты и приведшим к образованию государства, защищающего интересы богатых. Эта критика частной собственности сделала Руссо предтечей многих более поздних социалистических учений.

20
Против какого экономического учения, утверждавшего, что богатство страны заключается в накоплении золота и государство должно активно вмешиваться в торговлю, выступали просветители-экономисты?

Правильный ответ:

Меркантилизма

Пояснение:

Меркантилизм — экономическая политика, господствовавшая в Европе в XVI-XVII веках. Её сторонники считали, что богатство нации измеряется количеством золота и серебра, и для его накопления нужно больше экспортировать товаров, чем импортировать. Это требовало активного государственного вмешательства: введения высоких пошлин на импорт (протекционизма), выдачи монополий и т.д. Просветители, особенно физиократы и Адам Смит, критиковали меркантилизм, доказывая, что источником богатства является труд, а экономика будет развиваться лучше при свободной торговле.

21
Какое новое направление в искусстве, пришедшее на смену пышному барокко и рококо, обращалось к античным образцам как к идеалу гармонии и разума?

Правильный ответ:

Классицизм

Пояснение:

Классицизм как художественный стиль достиг своего расцвета именно в эпоху Просвещения, так как его эстетика полностью соответствовала духу времени. Он ориентировался на античное искусство (Древней Греции и Рима) как на идеальный, гармоничный и разумный образец. Для классицизма характерны строгость форм, логичность композиции, ясность, сдержанность и гражданский пафос. В архитектуре, живописи и литературе он воплощал идеи порядка, разума и гражданского долга, которые были так важны для просветителей.

22
Какой документ, принятый в ходе Войны за независимость США, в полной мере отразил идеи Джона Локка о естественных правах человека?

Правильный ответ:

Декларация независимости

Пояснение:

Декларация независимости США, написанная Томасом Джефферсоном в 1776 году, является ярчайшим примером практического применения идей Просвещения. Её знаменитая преамбула почти дословно воспроизводит идеи Джона Локка: «Мы исходим из той самоочевидной истины, что все люди созданы равными и наделены их Творцом определёнными неотчуждаемыми правами, к числу которых относятся жизнь, свобода и стремление к счастью». Этот документ стал юридическим и философским основанием для создания нового государства.

23
Какое из этих понятий НЕ является ключевым для политической философии Просвещения?

Правильный ответ:

Теократия

Пояснение:

Теократия — это форма правления, при которой политическая власть принадлежит духовенству или главе церкви. Эта идея прямо противоположна духу Просвещения. Просветители, напротив, выступали за секуляризацию (освобождение от влияния церкви) общественной и политической жизни, за свободу совести и отделение церкви от государства. Они критиковали притязания церкви на светскую власть и боролись за построение государства на рациональных, а не на религиозных основаниях.

24
Какой русский монарх активно переписывался с Вольтером и Дидро, а также созвал Уложенную комиссию для составления нового свода законов на основе идей Просвещения?

Правильный ответ:

Екатерина II

Пояснение:

Российская императрица Екатерина II является ярким представителем просвещённого абсолютизма. Она вела многолетнюю переписку с ведущими французскими философами Вольтером и Дидро, приобрела библиотеку последнего. Стремясь реформировать Россию в духе Просвещения, она созвала в 1767 году Уложенную комиссию, для которой написала «Наказ» — теоретическое сочинение, во многом основанное на трудах Монтескьё («О духе законов») и Беккариа («О преступлениях и наказаниях»).

25
Итальянский мыслитель, автор трактата «О преступлениях и наказаниях», выступивший против пыток и смертной казни и заложивший основы современной юриспруденции.

Правильный ответ:

Чезаре Беккариа

Пояснение:

Трактат Чезаре Беккариа «О преступлениях и наказаниях» (1764) стал одним из самых влиятельных произведений эпохи Просвещения. В нём автор, опираясь на принципы гуманизма и рационализма, впервые системно раскритиковал жестокость средневекового уголовного права. Он выступил за отмену пыток как неэффективного и бесчеловечного способа дознания, потребовал отмены смертной казни и ввёл принцип презумпции невиновности. Его идеи легли в основу реформ уголовного законодательства во многих странах Европы.

26
Какое социальное явление просветители считали главным препятствием на пути к прогрессу и счастью человечества?

Правильный ответ:

Невежество и предрассудки

Пояснение:

Просветители были убеждены, что корень всех социальных зол, тирании и несправедливости кроется в невежестве, суевериях и предрассудках, унаследованных от «тёмных веков». Они верили, что распространение знаний, развитие образования и критического мышления способны избавить человечество от этих пороков. Именно поэтому они придавали такое огромное значение образованию и популяризации науки, видя в них главный инструмент для построения разумного и справедливого общества.

27
Какой музыкальный стиль, характеризующийся ясностью, гармонией и совершенством формы, достиг своего расцвета в эпоху Просвещения в творчестве Гайдна, Моцарта и раннего Бетховена?

Правильный ответ:

Венский классицизм

Пояснение:

Венский классицизм — направление в европейской музыке второй половины XVIII – начала XIX века. Его крупнейшими представителями являются Йозеф Гайдн, Вольфганг Амадей Моцарт и Людвиг ван Бетховен. Творчество композиторов венской школы отражало идеалы Просвещения: веру в гармонию и разумность мироустройства, стремление к ясности, логичности и совершенству формы. Их музыка отличается уравновешенностью, симметрией и глубоким гуманистическим содержанием, воспевающим достоинство и чувства человека.

28
Что такое «естественное состояние» в философии просветителей, таких как Локк и Руссо?

Правильный ответ:

Гипотетическое догосударственное состояние, в котором люди обладали естественными правами

Пояснение:

Понятие «естественное состояние» было важнейшим мыслительным экспериментом для философов Просвещения. Это не исторический период, а гипотетическая конструкция, описывающая жизнь людей до возникновения государства и законов. Джон Локк считал, что в этом состоянии люди свободны, равны и обладают естественными правами. Жан-Жак Руссо идеализировал его, говоря о «благородном дикаре». Из описания этого состояния они выводили необходимость создания государства через «общественный договор» для защиты прав и преодоления недостатков.

29
Какой основной конфликт в обществе отмечали большинство французских просветителей XVIII века?

Правильный ответ:

Конфликт между третьим сословием и привилегированными сословиями (дворянством и духовенством)

Пояснение:

Французские просветители жили в условиях «старого порядка», где общество было разделено на три сословия. Первое (духовенство) и второе (дворянство) были привилегированными: они владели землёй, не платили основных налогов и занимали все государственные должности. Третье сословие (буржуазия, крестьяне, ремесленники) составляло подавляющее большинство населения, но было лишено политических прав. Именно этот конфликт, основанный на сословном неравенстве, просветители считали главным тормозом развития страны.

30
Какое из перечисленных событий было прямым следствием распространения идей Просвещения за пределами Европы?

Правильный ответ:

Война за независимость США

Пояснение:

Война за независимость США (1775-1783) и образование Соединённых Штатов Америки стали первым в истории успешным примером построения государства на принципах Просвещения. Американские лидеры, такие как Томас Джефферсон, Бенджамин Франклин, Джеймс Мэдисон, были хорошо знакомы с трудами Локка, Монтескьё и Руссо. Декларация независимости и Конституция США закрепили идеи естественных прав, народного суверенитета, разделения властей и верховенства закона, превратив философские теории в политическую реальность.