
Тест по истории: Распространение идей Просвещения (8 класс)
Тест по истории «Распространение идей Просвещения» для 8 класса — это проверочная работа, охватывающая ключевые идеи, деятелей и события XVIII века. Вопросы помогут проверить знание теорий Монтескьё, Вольтера, Руссо, а также понять суть «просвещённого абсолютизма» и влияние этих идей на мир.
Правильный ответ:
XVIII в.Пояснение:
Эпохой Просвещения принято называть XVIII век. Это было время триумфа научного знания, рационализма и гуманизма, когда передовые мыслители — философы, писатели, учёные — стремились преобразовать общество на основе разума и справедливости. Идеи, зародившиеся в XVII веке благодаря научной революции, получили в XVIII веке широчайшее распространение, оказав огромное влияние на политику, культуру и социальные отношения по всей Европе и за её пределами.
Правильный ответ:
Идея решающей роли разума и науки в познании мираПояснение:
Центральной идеей Просвещения был культ Разума. Просветители верили, что человеческий разум способен познать все законы природы и общества, а научные знания являются ключом к прогрессу и построению справедливого мироустройства. Они критиковали суеверия, религиозный фанатизм и устаревшие традиции, противопоставляя им рациональное мышление, логику и опытное познание как главные инструменты для улучшения жизни человека и общества в целом.
Правильный ответ:
Шарль Луи де МонтескьёПояснение:
Шарль Луи де Секонда, барон де Монтескьё, в своем знаменитом труде «О духе законов» сформулировал теорию разделения властей на законодательную, исполнительную и судебную. Он утверждал, что для предотвращения злоупотреблений и тирании необходимо, чтобы эти три ветви власти были независимы друг от друга и взаимно сдерживали друг друга. Эта идея стала фундаментальной для конституционного устройства многих современных демократических государств и является одним из величайших вкладов эпохи Просвещения в политическую мысль.
Правильный ответ:
«Энциклопедия, или Толковый словарь наук, искусств и ремёсел»Пояснение:
«Энциклопедия, или Толковый словарь наук, искусств и ремёсел» — это монументальный труд французских просветителей, издававшийся с 1751 по 1780 год. Главными редакторами проекта были Дени Дидро и Жан ле Рон Д’Аламбер. Издание ставило своей целью собрать и систематизировать все накопленные человечеством знания и представить их с точки зрения рационализма. «Энциклопедия» стала настоящим оружием в борьбе с предрассудками, невежеством и старым порядком, распространяя идеи Просвещения по всей Европе.
Правильный ответ:
Жан-Жак РуссоПояснение:
Жан-Жак Руссо в своём трактате «Об общественном договоре» выдвинул и обосновал теорию народного суверенитета. Согласно его учению, единственным законным источником власти является общая воля народа. Правители же являются лишь уполномоченными представителями народа и обязаны действовать в его интересах. Если правительство нарушает общественный договор и узурпирует власть, народ имеет право свергнуть его. Эта радикальная идея оказала огромное влияние на идеологию Великой французской революции.
Правильный ответ:
Просвещённый абсолютизмПояснение:
Просвещённый абсолютизм — это политика, характерная для ряда европейских монархий второй половины XVIII века. Монархи (такие как Фридрих II в Пруссии, Екатерина II в России, Иосиф II в Австрии), находясь под влиянием идей Просвещения, проводили реформы, направленные на модернизацию государства: поощряли развитие науки и искусств, реформировали законодательство и судопроизводство, ослабляли влияние церкви и декларировали заботу о благе подданных, сохраняя при этом всю полноту своей власти.
Правильный ответ:
Фридрих II ВеликийПояснение:
Прусского короля Фридриха II Великого часто называли «королём-философом» или «философом на троне». Он был одним из самых ярких представителей просвещённого абсолютизма. Фридрих II активно переписывался с Вольтером, приглашал его к своему двору, покровительствовал наукам и искусствам, провёл судебную реформу, отменил пытки и провозгласил веротерпимость. Его правление стало примером того, как монарх может использовать идеи Просвещения для укрепления и модернизации своего государства.
Правильный ответ:
Адам СмитПояснение:
Шотландский экономист и философ Адам Смит считается отцом современной экономической теории. В его главном труде «Исследование о природе и причинах богатства народов» (1776 г.) были заложены основы классической политэкономии. Смит обосновал идею о том, что свободный рынок, основанный на конкуренции и разделении труда, является наиболее эффективным механизмом распределения ресурсов и создания богатства. Его концепция «невидимой руки рынка» оказала колоссальное влияние на развитие экономической мысли.
Правильный ответ:
ВольтерПояснение:
Вольтер (Франсуа-Мари Аруэ) был одним из самых ярых критиков католической церкви, религиозной нетерпимости и фанатизма. Под «гадиной» (фр. l’infâme) он подразумевал не религию как таковую, а именно церковную организацию, которая, по его мнению, была источником суеверий, угнетения свободной мысли и преследований инакомыслящих. Свой знаменитый призыв «Écrasez l’infâme!» («Раздавите гадину!») он часто использовал в конце своих писем, борясь за свободу совести и веротерпимость.
Правильный ответ:
Утверждение о божественном праве королей на властьПояснение:
Утверждение о божественном праве королей на власть является идеологической основой классического абсолютизма, который просветители как раз подвергали резкой критике. Мыслители Просвещения, напротив, доказывали, что источником власти является народ (теория общественного договора Руссо), а не Бог. Они выступали за ограничение монархии конституцией и законами, а также за разделение властей (Монтескьё) и гарантии неотчуждаемых прав человека (Локк).
Правильный ответ:
Джон ЛоккПояснение:
Джон Локк, живший на рубеже XVII-XVIII веков, оказал огромное влияние на философию Просвещения. В своём труде «Два трактата о правлении» он сформулировал концепцию естественных, неотчуждаемых прав человека, к которым относил право на жизнь, свободу и собственность. По его мнению, государство создаётся людьми для защиты этих прав, и если оно их нарушает, народ имеет право на восстание. Идеи Локка легли в основу Декларации независимости США и Декларации прав человека и гражданина во Франции.
Правильный ответ:
СалоныПояснение:
Литературные и философские салоны играли важнейшую роль в распространении идей Просвещения, особенно во Франции. Это были регулярные собрания в домах знатных и образованных дам (например, мадам Жоффрен, мадам дю Деффан), куда приглашались самые блестящие умы эпохи. В непринуждённой обстановке здесь велись дискуссии на самые острые темы, зачитывались новые произведения, формировалось общественное мнение. Салоны стали центрами интеллектуальной жизни и свободомыслия.
Правильный ответ:
Laissez-faire («позвольте-делать»)Пояснение:
Принцип «Laissez-faire, laissez-passer» (буквально «позвольте делать, позвольте идти») стал девизом сторонников экономического либерализма, в первую очередь французских физиократов и Адама Смита. Эта доктрина предполагала минимальное вмешательство государства в экономические процессы. Считалось, что свободный рынок, действующий на основе естественных законов спроса и предложения, способен к саморегуляции и обеспечивает наилучшее распределение ресурсов без необходимости государственного контроля.
Правильный ответ:
Иосиф IIПояснение:
Император Священной Римской империи Иосиф II, сын Марии Терезии, был одним из самых последовательных и радикальных монархов-реформаторов эпохи Просвещения. За своё десятилетнее правление (1780-1790) он издал тысячи указов, направленных на централизацию государства, подчинение церкви государству, введение веротерпимости, равенства всех сословий перед законом и даже отмену крепостной зависимости. Однако его реформы были слишком поспешными и не учитывали сопротивления дворянства и духовенства, из-за чего многие из них были свёрнуты после его кончины.
Правильный ответ:
Бог создал мир как часовщик, который завёл часы, но не вмешивается в их дальнейший ход.Пояснение:
Деизм — это религиозно-философское учение, получившее распространение в эпоху Просвещения. Деисты (например, Вольтер) признавали существование Бога как безличного первопринципа, Творца, который создал Вселенную и её разумные законы. Однако они отрицали божественное откровение, чудеса и вмешательство Бога в природные и человеческие дела. Мир, по их мнению, подобен гигантскому часовому механизму, заведённому Богом и дальше работающему по своим собственным, познаваемым законам.
Правильный ответ:
Великая французская революцияПояснение:
Великая французская революция (1789-1799) стала кульминацией и практическим воплощением идей Просвещения. Её лозунг «Свобода, Равенство, Братство», принятая «Декларация прав человека и гражданина», основанная на идеях Локка и Руссо, свержение монархии и провозглашение республики — всё это было прямым следствием распространения просветительских идей. Революционеры сознательно стремились перестроить Францию на разумных началах, о которых писали философы XVIII века.
Правильный ответ:
Иммануил КантПояснение:
Иммануил Кант, один из величайших философов в истории, является ключевой фигурой немецкого Просвещения. В своей знаменитой статье «Ответ на вопрос: что такое Просвещение?» (1784) он дал классическое определение этой эпохи. Девизом Просвещения, по Канту, является призыв «Sapere aude!» — «Имей мужество пользоваться собственным умом!». Он видел суть Просвещения в освобождении человеческого разума от внешних авторитетов и в способности каждого мыслить самостоятельно и критически.
Правильный ответ:
Гоббса, Локка и РуссоПояснение:
Теория общественного договора — одна из центральных политических концепций Нового времени и эпохи Просвещения. Хотя её основы заложил ещё Томас Гоббс в XVII веке, именно просветители Джон Локк и Жан-Жак Руссо придали ей классическую форму. Они по-разному трактовали детали, но сходились в главном: государство возникает не по воле Бога, а в результате добровольного соглашения (договора) между людьми, которые передают часть своих прав правительству в обмен на защиту жизни, свободы и собственности.
Правильный ответ:
Жан-Жак РуссоПояснение:
Жан-Жак Руссо занимал особую позицию среди просветителей. В своём «Рассуждении о происхождении и основаниях неравенства между людьми» он доказывал, что в естественном состоянии люди были равны и свободны. По его мнению, именно возникновение частной собственности стало роковым моментом, породившим неравенство, зависть, конфликты и приведшим к образованию государства, защищающего интересы богатых. Эта критика частной собственности сделала Руссо предтечей многих более поздних социалистических учений.
Правильный ответ:
МеркантилизмаПояснение:
Меркантилизм — экономическая политика, господствовавшая в Европе в XVI-XVII веках. Её сторонники считали, что богатство нации измеряется количеством золота и серебра, и для его накопления нужно больше экспортировать товаров, чем импортировать. Это требовало активного государственного вмешательства: введения высоких пошлин на импорт (протекционизма), выдачи монополий и т.д. Просветители, особенно физиократы и Адам Смит, критиковали меркантилизм, доказывая, что источником богатства является труд, а экономика будет развиваться лучше при свободной торговле.
Правильный ответ:
КлассицизмПояснение:
Классицизм как художественный стиль достиг своего расцвета именно в эпоху Просвещения, так как его эстетика полностью соответствовала духу времени. Он ориентировался на античное искусство (Древней Греции и Рима) как на идеальный, гармоничный и разумный образец. Для классицизма характерны строгость форм, логичность композиции, ясность, сдержанность и гражданский пафос. В архитектуре, живописи и литературе он воплощал идеи порядка, разума и гражданского долга, которые были так важны для просветителей.
Правильный ответ:
Декларация независимостиПояснение:
Декларация независимости США, написанная Томасом Джефферсоном в 1776 году, является ярчайшим примером практического применения идей Просвещения. Её знаменитая преамбула почти дословно воспроизводит идеи Джона Локка: «Мы исходим из той самоочевидной истины, что все люди созданы равными и наделены их Творцом определёнными неотчуждаемыми правами, к числу которых относятся жизнь, свобода и стремление к счастью». Этот документ стал юридическим и философским основанием для создания нового государства.
Правильный ответ:
ТеократияПояснение:
Теократия — это форма правления, при которой политическая власть принадлежит духовенству или главе церкви. Эта идея прямо противоположна духу Просвещения. Просветители, напротив, выступали за секуляризацию (освобождение от влияния церкви) общественной и политической жизни, за свободу совести и отделение церкви от государства. Они критиковали притязания церкви на светскую власть и боролись за построение государства на рациональных, а не на религиозных основаниях.
Правильный ответ:
Екатерина IIПояснение:
Российская императрица Екатерина II является ярким представителем просвещённого абсолютизма. Она вела многолетнюю переписку с ведущими французскими философами Вольтером и Дидро, приобрела библиотеку последнего. Стремясь реформировать Россию в духе Просвещения, она созвала в 1767 году Уложенную комиссию, для которой написала «Наказ» — теоретическое сочинение, во многом основанное на трудах Монтескьё («О духе законов») и Беккариа («О преступлениях и наказаниях»).
Правильный ответ:
Чезаре БеккариаПояснение:
Трактат Чезаре Беккариа «О преступлениях и наказаниях» (1764) стал одним из самых влиятельных произведений эпохи Просвещения. В нём автор, опираясь на принципы гуманизма и рационализма, впервые системно раскритиковал жестокость средневекового уголовного права. Он выступил за отмену пыток как неэффективного и бесчеловечного способа дознания, потребовал отмены смертной казни и ввёл принцип презумпции невиновности. Его идеи легли в основу реформ уголовного законодательства во многих странах Европы.
Правильный ответ:
Невежество и предрассудкиПояснение:
Просветители были убеждены, что корень всех социальных зол, тирании и несправедливости кроется в невежестве, суевериях и предрассудках, унаследованных от «тёмных веков». Они верили, что распространение знаний, развитие образования и критического мышления способны избавить человечество от этих пороков. Именно поэтому они придавали такое огромное значение образованию и популяризации науки, видя в них главный инструмент для построения разумного и справедливого общества.
Правильный ответ:
Венский классицизмПояснение:
Венский классицизм — направление в европейской музыке второй половины XVIII – начала XIX века. Его крупнейшими представителями являются Йозеф Гайдн, Вольфганг Амадей Моцарт и Людвиг ван Бетховен. Творчество композиторов венской школы отражало идеалы Просвещения: веру в гармонию и разумность мироустройства, стремление к ясности, логичности и совершенству формы. Их музыка отличается уравновешенностью, симметрией и глубоким гуманистическим содержанием, воспевающим достоинство и чувства человека.
Правильный ответ:
Гипотетическое догосударственное состояние, в котором люди обладали естественными правамиПояснение:
Понятие «естественное состояние» было важнейшим мыслительным экспериментом для философов Просвещения. Это не исторический период, а гипотетическая конструкция, описывающая жизнь людей до возникновения государства и законов. Джон Локк считал, что в этом состоянии люди свободны, равны и обладают естественными правами. Жан-Жак Руссо идеализировал его, говоря о «благородном дикаре». Из описания этого состояния они выводили необходимость создания государства через «общественный договор» для защиты прав и преодоления недостатков.
Правильный ответ:
Конфликт между третьим сословием и привилегированными сословиями (дворянством и духовенством)Пояснение:
Французские просветители жили в условиях «старого порядка», где общество было разделено на три сословия. Первое (духовенство) и второе (дворянство) были привилегированными: они владели землёй, не платили основных налогов и занимали все государственные должности. Третье сословие (буржуазия, крестьяне, ремесленники) составляло подавляющее большинство населения, но было лишено политических прав. Именно этот конфликт, основанный на сословном неравенстве, просветители считали главным тормозом развития страны.
Правильный ответ:
Война за независимость СШАПояснение:
Война за независимость США (1775-1783) и образование Соединённых Штатов Америки стали первым в истории успешным примером построения государства на принципах Просвещения. Американские лидеры, такие как Томас Джефферсон, Бенджамин Франклин, Джеймс Мэдисон, были хорошо знакомы с трудами Локка, Монтескьё и Руссо. Декларация независимости и Конституция США закрепили идеи естественных прав, народного суверенитета, разделения властей и верховенства закона, превратив философские теории в политическую реальность.