Тест по истории: Рождение театра в Древней Греции (5 класс)
Тест по истории «Рождение театра в Древней Греции» для 5 класса — это проверочная работа, созданная для оценки и закрепления знаний об истоках европейского театра. Вопросы охватывают ключевые понятия, связанные с возникновением театрального искусства в Афинах, его религиозными корнями и устройством первых представлений.
1
Из празднеств в честь какого бога вырос древнегреческий театр?
Правильный ответ:
ДионисаПояснение:
Театральные представления в Древней Греции зародились из сельских, а затем и городских праздников, посвященных богу виноградарства, виноделия и жизненных сил природы — Дионису. Эти праздники, называемые Дионисиями, сопровождались торжественными шествиями, песнями и танцами. Участники хоров наряжались в козлиные шкуры, изображая мифических спутников Диониса — сатиров. Именно из этих обрядовых действий, прославляющих божество, со временем выделилось драматическое искусство, а в центре орхестры всегда стоял алтарь Диониса.2
В каком городе Древней Греции впервые появились театральные представления?
Правильный ответ:
в АфинахПояснение:
Родиной европейского театра по праву считаются Афины, самый могущественный и культурно развитый полис Древней Греции. Именно здесь в VI веке до н.э. в рамках празднования Великих Дионисий зародилось драматическое искусство. Афины стали домом для первых великих драматургов и актеров, а афинский театр Диониса на склоне Акрополя стал образцом для строительства театров по всему греческому миру. Расцвет театра в V веке до н.э. совпал с золотым веком афинской демократии, что подчеркивает их тесную связь.3
Как называлась круглая площадка в центре театра, где выступали актеры и хор?
Правильный ответ:
орхестраПояснение:
Орхестра — это центральная и важнейшая часть древнегреческого театра. Название переводится как «место для пляски». Это была круглая или полукруглая утрамбованная земляная площадка, на которой разворачивалось основное действие. Здесь располагался хор, который пел и танцевал, и здесь же выступали актеры. В центре орхестры часто находился алтарь, посвященный Дионису, что напоминало о религиозных истоках театрального искусства. Зрительские места (театрон) располагались полукругом вокруг орхестры.4
Специальная постройка позади орхестры, где переодевались актеры и хранился реквизит, называлась …
Правильный ответ:
скенаПояснение:
Скена — это строение, располагавшееся позади орхестры и обращенное фасадом к зрителям. Изначально это была простая палатка (отсюда и название, означающее «палатка», «шатер»), где актеры могли переодеться. Со временем она превратилась в постоянную, часто двухэтажную каменную постройку. Ее фасад стал выполнять функцию декорации, изображая дворец, храм или вход в пещеру. В стене скены было несколько дверей, через которые актеры выходили на орхестру. Современное слово «сцена» происходит именно от греческого «скена».5
Что из перечисленного НЕ относится к устройству древнегреческого театра?
Правильный ответ:
крыша над всем зданиемПояснение:
Древнегреческие театры были сооружениями под открытым небом. Это их фундаментальная особенность. Зрительские места (театрон) высекались прямо в склоне холма, образуя амфитеатр. Центральная площадка (орхестра) и постройка для актеров (скена) также находились под открытым небом. Крыши над зрителями или сценой не было, представления шли при дневном свете. Это создавало ощущение единства с природой и всем полисом. Закрытые театральные здания появятся значительно позже, уже в римскую эпоху.6
Какой знаменитый афинский политик ввёл специальную плату для бедняков, чтобы они могли посещать театр?
Правильный ответ:
ПериклПояснение:
Перикл, вождь афинской демократии в V веке до н.э., считал театр важнейшей школой гражданского воспитания. Чтобы посещение представлений было доступно не только состоятельным, но и самым бедным гражданам, он ввел так называемый «теорикон». Это были особые «театральные деньги», которые выдавались из казны неимущим афинянам для покупки входных билетов (жетонов). Эта мера подчеркивала общегосударственное значение театра и обеспечивала его массовость, превращая спектакль в событие для всего гражданского коллектива.7
Как назывались торжественные хоровые песни в честь Диониса, из которых выросла трагедия?
Правильный ответ:
дифирамбыПояснение:
Дифирамб — это жанр древнегреческой хоровой лирики, представлявший собой торжественный гимн в честь бога Диониса. Исполнялся хором, участники которого часто были наряжены сатирами. Изначально дифирамбы были чисто ритуальными песнями, но постепенно в них стало развиваться повествовательное начало. Считается, что именно из дифирамба родилась трагедия, когда из хора выделился солист (первый актер), начавший вести диалог с хором. Таким образом, дифирамб является прямым предком драматического искусства.8
Участники первых празднеств в честь Диониса наряжались в козлиные шкуры, изображая …
Правильный ответ:
сатировПояснение:
Сатиры в древнегреческой мифологии — это лесные божества из свиты Диониса, отличавшиеся веселым и необузданным нравом. Их изображали с чертами козла: рожками, хвостом, копытами. Участники первых дионисийских шествий, подражая спутникам бога, надевали на себя козлиные шкуры и маски. Отсюда, по одной из версий, и происходит слово «трагедия» — «песнь козлов» (от греческих слов «трагос» — козел и «одэ» — песнь), что указывает на ритуальные истоки этого театрального жанра.9
Как назывался богатый гражданин, который на свои средства организовывал театральную постановку и обучал хор?
Правильный ответ:
хорегПояснение:
Хорегом в Древних Афинах называли состоятельного гражданина, на которого возлагалась почетная общественная повинность (литургия) — финансирование театрального хора. Хорег должен был на свои личные средства нанять и обучить хористов, обеспечить их костюмами, масками и всем необходимым для выступления на состязаниях. Это были огромные траты, но должность хорега была чрезвычайно престижной. В случае победы пьесы хорег получал награду и всеобщее признание наравне с драматургом.10
Сколько зрителей мог вместить театр Диониса в Афинах в период своего расцвета?
Правильный ответ:
до 17 тысячПояснение:
Театр Диониса на южном склоне Акрополя в Афинах был главным театром Древней Греции и образцом для остальных. Это было грандиозное сооружение. В период своего расцвета, в IV веке до н.э., после перестройки, он мог вместить, по оценкам историков, до 17 тысяч зрителей. Эта цифра сопоставима со всем взрослым мужским гражданским населением Афин того времени. Такой масштаб подчеркивает, что театр был не элитарным развлечением, а массовым зрелищем, предназначенным для всего народа.11
Что использовали в качестве «входного билета» в древнегреческий театр?
Правильный ответ:
специальные жетоныПояснение:
Для посещения театра древние греки использовали специальные входные жетоны. Они обычно изготавливались из обожженной глины, свинца или бронзы. На жетоне могла быть изображена буква, обозначавшая сектор в театре, или какой-либо символ. Эти жетоны можно было купить заранее. Именно на покупку таких жетонов выдавались «театральные деньги» (теорикон) для неимущих граждан во времена Перикла. Жетоны являются важным археологическим источником, свидетельствующим об организации театральной жизни в полисе.12
Кто исполнял абсолютно все роли в древнегреческом театре?
Правильный ответ:
Только мужчиныПояснение:
Важнейшей особенностью античного театра было то, что все без исключения роли, в том числе и женские, исполнялись актерами-мужчинами. Эта традиция восходит к самым истокам театра, когда ритуальные хоры в честь Диониса состояли исключительно из мужчин. Кроме того, общественное положение женщин в Афинах не предполагало их участия в публичной жизни. Для создания женских образов актеры использовали специальные маски, костюмы и меняли тембр голоса, что требовало большого мастерства перевоплощения.13
Основными жанрами представлений в древнегреческом театре были …
Правильный ответ:
трагедия и комедияПояснение:
Двумя столпами, на которых стоял древнегреческий театр, были трагедия и комедия. Трагедия («песнь козлов») была серьезным жанром, обращавшимся к мифологическим и героическим сюжетам, ставившим вечные вопросы о судьбе, долге и страдании. Комедия («песнь комоса» — веселой толпы) была сатирическим жанром, черпавшим сюжеты из современной жизни, высмеивавшим политиков и общественные пороки. Эти два жанра представляли два разных взгляда на мир — возвышенный и приземленно-критический, и оба были одинаково важны для афинян.14
Что находилось в центре орхестры, напоминая о религиозном происхождении театра?
Правильный ответ:
алтарь ДионисаПояснение:
В центре орхестры, круглой площадки для выступлений, как правило, находился алтарь (жертвенник), посвященный Дионису. Этот элемент был прямым напоминанием о том, что театр вырос из религиозных культов и что любое представление является частью служения богу-покровителю. Перед началом театральных состязаний жрецы могли совершать на этом алтаре жертвоприношения. Таким образом, даже в период своего расцвета как вида искусства, театр в Греции не утрачивал своей глубокой сакральной, религиозной связи.15
Кто НЕ является великим древнегреческим драматургом?
Правильный ответ:
ФидийПояснение:
Фидий был величайшим скульптором Древней Греции эпохи высокой классики (V век до н.э.), другом Перикла. Он руководил работами по созданию архитектурного ансамбля афинского Акрополя. Его самыми знаменитыми работами были колоссальные статуи Афины Парфенос в Парфеноне и Зевса в Олимпии. В то же время Эсхил, Софокл и Аристофан — это знаменитые драматурги. Эсхил и Софокл были мастерами трагедии, а Аристофан — комедии. Таким образом, Фидий был творцом в области изобразительного искусства, а не театра.16
С какой целью актеры надевали маски?
Правильный ответ:
Для обозначения персонажа и усиления голосаПояснение:
Маска была ключевым элементом костюма древнегреческого актера. Она выполняла несколько важнейших функций. Во-первых, она четко обозначала персонажа: его пол (ведь играли только мужчины), возраст, социальный статус и основную эмоцию. Во-вторых, она позволяла одному актеру играть несколько ролей. В-третьих, маска имела специальную конструкцию с расширяющимся раструбом у рта, что работало как рупор-резонатор, усиливая голос актера и делая его слышным тысячам зрителей в огромном открытом театре.17
Где обычно строили театры в Древней Греции?
Правильный ответ:
на склонах холмовПояснение:
Древние греки проявили инженерную смекалку, используя особенности ландшафта для строительства театров. Зрительские места (театрон) почти всегда располагались на естественном склоне холма. Ступени для сидения либо высекались прямо в скале, либо устраивались на насыпи. Такое решение было очень практичным: оно не требовало возведения сложных и дорогостоящих опорных конструкций для амфитеатра и создавало естественный подъем, обеспечивая всем зрителям хорошую видимость орхестры, расположенной у подножия холма.18
Кого считают первым в истории актером и драматургом?
Правильный ответ:
ФеспидаПояснение:
Согласно античной традиции, первым актером и драматургом считается поэт Феспид из Аттики, живший в VI веке до н.э. Его считают новатором, совершившим революцию в искусстве. Именно он, как гласит предание, впервые выделился из состава хора, исполнявшего дифирамбы, и начал вступать с ним в диалог, изображая определенного персонажа. Так из хорового повествования родилось драматическое действие. В честь него актеров иногда называют «феспианами», а его имя стало синонимом зарождения театрального искусства.19
Какой предмет одежды делал актеров трагедии выше и величественнее?
Правильный ответ:
обувь на высокой подошве (котурны)Пояснение:
Котурны — это специальная театральная обувь, которую носили актеры в трагедиях. Они представляли собой сандалии или сапоги на очень высокой, толстой деревянной или пробковой подошве. Главная их цель — зрительно увеличить рост актера. Это делало его фигуру более монументальной и величественной, что соответствовало высокому статусу трагических героев — царей, богов, мифических воинов. В сочетании с маской и длинной одеждой котурны помогали создать образ сверхчеловеческого масштаба, хорошо видимый издалека.20
Что НЕ использовали в древнегреческом театре для создания спецэффектов?



