Тест по истории: Семейная жизнь в раннее Новое время (7 класс)
Тест по истории «Семейная жизнь в раннее Новое время» для 7 класса — это проверочная работа, посвящённая основам европейской семьи XVI-XVII веков. Вопросы охватывают причины заключения браков, положение женщины в обществе, отношение к детям и особенности системы образования, включая вклад Яна Амоса Коменского.
Другое по теме:
Правильный ответ:
Экономические или социальные соображенияПояснение:
Хотя браки по любви, конечно, случались, они были скорее исключением, чем правилом. В обществе, где жизнь каждого человека была тесно связана с его сословием и имущественным положением, создание семьи рассматривалось в первую очередь как практическое дело. Брак был способом объединить земли, капиталы, укрепить социальный статус или заключить выгодный деловой союз. Чувства супругов при этом считались делом второстепенным.
Правильный ответ:
Разводов практически не былоПояснение:
Брак в ту эпоху освящался церковью и считался нерасторжимым союзом, заключённым «на небесах». Расторгнуть его было практически невозможно. Процедура была чрезвычайно сложной, дорогой и требовала очень веских оснований, которые церковь могла счесть достаточными. Поэтому разводы были крайне редким явлением, доступным лишь единицам из высшей аристократии. Как правило, брак прекращался только со смертью одного из супругов.
Правильный ответ:
Как помощники, обязанные беспрекословно повиноваться родителямПояснение:
Отношение к детям было совершенно иным, чем сегодня. Понятия «прав ребёнка» не существовало. Дети рассматривались как «маленькие взрослые». Считалось, что они в неоплатном долгу перед родителями за то, что те подарили им жизнь. Поэтому главной обязанностью детей было беспрекословное повиновение и помощь родителям. В бедных семьях они очень рано начинали работать, внося свой вклад в семейный бюджет.
Правильный ответ:
Великий чешский мыслитель, основатель современной педагогикиПояснение:
Ян Амос Коменский — выдающийся чешский педагог и мыслитель XVII века, чьи идеи произвели переворот в образовании. Его справедливо называют «отцом современной педагогики». Он разработал и обосновал принципы, которые лежат в основе школьного обучения и сегодня: деление учеников на классы по возрасту, поурочную систему, наглядность в обучении, необходимость составления школьных программ и учебников.
Правильный ответ:
Семью создавали поздно, и со временем всё позжеПояснение:
В раннее Новое время существовало представление, что мужчина может жениться только тогда, когда способен самостоятельно содержать семью. Это требовало достижения определённого материального положения. Поэтому браки заключались довольно поздно. Более того, историки отмечают тенденцию к увеличению среднего возраста вступления в брак на протяжении XVI-XVII веков. Например, в Англии для небогатых дворян он вырос с 21 года до 26 лет.
Правильный ответ:
Оно было обязательным для всех сословийПояснение:
Несмотря на рост стремления к грамотности, школьное образование в XVI-XVII веках ни в коем случае не было обязательным. Оно считалось желательным, но не необходимым. Решение об отправке ребёнка в школу принимали родители, исходя из своих возможностей и потребностей. Большинство детей, особенно в деревнях, вообще не посещали школу. Обязательное всеобщее образование — достижение гораздо более поздней эпохи.
Правильный ответ:
Кормилице, часто в сельскую местностьПояснение:
Среди состоятельных горожан и дворян был широко распространён обычай отдавать младенцев на вскармливание кормилице. Часто кормилица жила в деревне, и ребёнок проводил первые годы своей жизни вдали от родителей, в крестьянской семье. Считалось, что деревенский воздух полезнее для здоровья младенца, к тому же это освобождало мать от забот и позволяло ей быстрее вернуться к светской жизни.
Правильный ответ:
Потому что мужчина мог жениться, когда был способен содержать семьюПояснение:
Главным условием для вступления мужчины в брак была его экономическая состоятельность. Он должен был быть способен обеспечить жену и будущих детей. На достижение этого — получение наследства, овладение ремеслом, накопление капитала — уходили годы. Поэтому мужчины женились довольно поздно. Девушек же выдавали замуж раньше. В результате разница в возрасте между супругами, когда муж был значительно старше жены, была обычным явлением.
Правильный ответ:
Её значение постепенно возрасталоПояснение:
Несмотря на то, что общество оставалось патриархальным, в XVI-XVII веках наблюдается постепенный рост значения женщины. Именно в эту эпоху на престолах крупнейших европейских стран оказываются такие выдающиеся правительницы, как Елизавета I в Англии или Изабелла Кастильская в Испании. Женщины из высшего общества становятся хозяйками светских салонов, влияя на культуру и политику. В Англии женщины впервые начинают подавать петиции в парламент.
Правильный ответ:
За то, что родители подарили им жизньПояснение:
В основе отношений между родителями и детьми лежала идея о том, что родители не имеют перед детьми никаких обязательств, в то время как дети находятся в вечном и неоплатном долгу. Считалось, что главный дар, который родители преподнесли ребёнку, — это сама жизнь. За этот дар ребёнок должен был расплачиваться пожизненным, беспрекословным послушанием и уважением. Любое неповиновение расценивалось как страшная неблагодарность.
Правильный ответ:
На селеПояснение:
В сельской местности в брак вступали раньше, чем в городах. Это было связано с особенностями крестьянского хозяйства. Семья была основной производственной ячейкой, и ранний брак позволял быстрее создать полноценную рабочую пару. В городах же, где требовалось сначала овладеть ремеслом или накопить капитал, чтобы стать экономически самостоятельным, мужчины женились в более позднем возрасте.
Правильный ответ:
На практике, «в людях»Пояснение:
Формальное профессиональное образование было развито слабо. Подавляющее большинство навыков, от ремесла до торговли, приобреталось на практике. Сына простолюдина отдавали в обучение к мастеру, где он годами работал подмастерьем. Сына дворянина могли отправить на службу в качестве пажа в дом знатного родственника. Этот способ обучения «в людях», через прямое подражание и выполнение практических заданий, был основным для всех сословий.
Правильный ответ:
Обязательное обучение для всех до 18 летПояснение:
Ян Амос Коменский был сторонником всеобщего образования для всех детей, независимо от их происхождения и пола, но идея обязательного обучения для всех до 18 лет — это достижение гораздо более поздних эпох. Коменский же заложил фундаментальные основы организации школьного процесса: деление учеников на классы по возрасту, классно-урочную систему (когда учитель работает с целым классом по определённому расписанию) и использование наглядных пособий для лучшего усвоения материала.
Правильный ответ:
Жанна д’АркПояснение:
Изабелла Кастильская (XV-XVI вв.), Елизавета I Тюдор (XVI в.) и Екатерина Медичи (XVI в.) были могущественными королевами и регентами, которые правили своими странами и оказывали огромное влияние на европейскую политику. Жанна д’Арк же была французской национальной героиней и военачальницей эпохи Столетней войны (XV век), то есть она жила до начала раннего Нового времени и не была правящей королевой.Правильный ответ:
Возникает школьная программа и деление на классы по возрастуПояснение:
Именно в XVII веке под влиянием идей гуманистов и мыслителей, таких как Ян Амос Коменский, начинается реформа школьного образования. Постепенно хаотичное обучение, где в одной комнате сидели дети разных возрастов, сменяется более упорядоченной системой. Появляются первые школьные программы, которые определяют, что должны изучать дети. Важнейшим нововведением становится деление учеников на классы по возрасту, что делало обучение более эффективным.
Правильный ответ:
Для скорейшего получения наследника или заключения политического союзаПояснение:
Для правящих династий брак был в первую очередь инструментом большой политики. Ранний брак наследника престола позволял как можно скорее получить законного потомка и обеспечить стабильность династии. Кроме того, браки между представителями королевских домов были главным способом заключения политических союзов, прекращения войн и присоединения новых территорий. В таких делах личные чувства и возраст жениха и невесты не имели значения.
Правильный ответ:
Вступал в новый бракПояснение:
В условиях высокой смертности, когда многие умирали в молодом возрасте от болезней или на войне, вдовство было частым явлением. Для человека, оставшегося с маленькими детьми или хозяйством, было очень трудно выжить в одиночку. Поэтому, как правило, овдовевшие мужчины и женщины старались как можно скорее вступить в новый брак. Это было продиктовано суровой экономической и социальной необходимостью.
Правильный ответ:
Они помогали мужьям в их делахПояснение:
В семьях, принадлежавших к третьему сословию, жена была не просто хозяйкой дома, а полноценным партнёром мужа в его профессиональной деятельности. Семья была единой экономической ячейкой. Жена лавочника стояла за прилавком, жена ремесленника помогала в мастерской, жена фермера работала в поле и на скотном дворе. Их труд был абсолютно необходим для благосостояния семьи.
Правильный ответ:
Революции в образованииПояснение:
Несмотря на то, что школьное образование ещё не было обязательным и всеобщим, именно в XVI-XVII веках происходит качественный скачок. Повсюду в Европе растёт стремление к грамотности, увеличивается число школ и университетов, а главное — меняются сами подходы к обучению. Появляется книгопечатание, которое делает книги доступнее. Этот бурный рост интереса к знаниям и реформы в педагогике историки и называют «революцией в образовании».
Правильный ответ:
К ремесленникуПояснение:
Для сына простолюдина (ремесленника, крестьянина) путь к формальному образованию был чаще всего закрыт. Основным способом получить профессию для него было ученичество. Родители заключали договор с мастером-ремесленником, и мальчик на много лет поступал к нему в дом, где жил, работал помощником и постепенно осваивал ремесло. Это была суровая школа жизни, но она давала возможность в будущем стать мастером и содержать себя.
Правильный ответ:
В беспрекословном повиновенииПояснение:
Главным принципом семейной иерархии было абсолютное верховенство родителей. Дети, независимо от их возраста, были обязаны оказывать родителям беспрекословное повиновение. Воля отца или матери была законом. Это касалось всего: выбора профессии, круга общения и, конечно же, выбора будущего супруга. Сопротивление родительской воле считалось тяжким грехом и нарушением естественного порядка вещей.
Правильный ответ:
На ровне, часто из ближайшей округиПояснение:
Браки, как правило, заключались внутри своего сословия и социального круга. Дворяне женились на дворянках, купцы — на дочерях купцов, крестьяне — на крестьянках. Это было необходимо для сохранения статуса и имущества внутри своей социальной группы. Кроме того, брачных партнёров чаще всего искали в ближайшей округе — в соседней деревне или в своём городском квартале. Браки с людьми издалека были редкостью.
Правильный ответ:
Детство было сопряжено с особыми правами и привилегиямиПояснение:
Понятие детства как особого, защищённого периода жизни, сопряжённого с правами и привилегиями, — это достижение более позднего времени. В XVI-XVII веках дети не имели никаких особых прав. Они считались «маленькими взрослыми», их главной обязанностью было трудиться и помогать семье. Детство было коротким и суровым, особенно в бедных семьях, где дети начинали работать с 5-7 лет.
Правильный ответ:
Как правило, за учёбой проводили всего несколько летПояснение:
Школьное обучение, если оно вообще имело место, было недолгим. Большинство детей из тех, кто посещал школу, учились всего несколько лет — ровно столько, чтобы освоить азы чтения, письма и счёта. Этого считалось достаточным для большинства практических нужд. Продолжали обучение лишь немногие, кто готовился к карьере священника, юриста или чиновника. Долгое, систематическое образование не было нормой.
Правильный ответ:
В АнглииПояснение:
В XVII веке в Англии, в эпоху революции и гражданских войн, происходит всплеск политической активности разных слоёв населения. В этот процесс оказались вовлечены и женщины. Они начинают играть более активную роль в общественной жизни, в том числе обращаться с коллективными прошениями (петициями) в высший орган власти — парламент, заявляя о своих интересах и требованиях. Это было новым и важным явлением для той эпохи.
Правильный ответ:
Правлением государствами в качестве королевПояснение:
Раннее Новое время — это эпоха целой плеяды выдающихся женщин-монархов. Такие фигуры, как Изабелла Кастильская в Испании, объединившая страну, Елизавета I в Англии, победившая Непобедимую армаду, или Екатерина Медичи, десятилетиями влиявшая на политику Франции, доказывали, что женщина способна успешно управлять государством и играть ключевую роль на международной арене.
Правильный ответ:
К другу или родственнику в качестве пажаПояснение:
Для сына дворянина считалось недостойным заниматься ремеслом или торговлей. Его готовили к военной или придворной службе. Поэтому распространённой практикой было отправлять мальчика на воспитание в дом знатного родственника или друга семьи. Там он служил пажом, обучался хорошим манерам, фехтованию, верховой езде и заводил полезные знакомства, которые могли помочь ему в будущей карьере.
Правильный ответ:
Браки по любви были основной формой создания семьиПояснение:
Браки по любви, безусловно, существовали, но они не были основной и общепринятой формой создания семьи. На первом месте стояли экономические и социальные соображения: объединение имущества, укрепление статуса, продолжение рода. Выбор партнёра чаще всего делали родители, исходя из практической выгоды. Идея о том, что брак должен основываться в первую очередь на взаимных чувствах, станет популярной значительно позже.
Правильный ответ:
Школьная программаПояснение:
До XVII века обучение в школах часто было бессистемным. Учитель занимался с каждым учеником индивидуально, не было чёткого плана занятий. С развитием педагогической мысли, в частности благодаря работам Яна Амоса Коменского, возникает идея о необходимости школьной программы — заранее определённого перечня предметов и тем, которые должны усвоить ученики за время обучения. Это сделало образование более последовательным и систематическим.
Правильный ответ:
Детство не было сопряжено ни с какими правамиПояснение:
В раннее Новое время детство не рассматривалось как особый период жизни, требующий защиты и опеки. У детей не было никаких особых прав. Напротив, у них были только обязанности перед родителями и семьёй. Они должны были работать, помогать по хозяйству и беспрекословно слушаться старших. Идея о том, что детство — это уникальное время, а ребёнок — личность со своими правами, сформируется в европейской культуре гораздо позднее.



