Тест по истории: Средневековое образование (6 класс)
Тест по истории «Средневековое образование» для 6 класса — это проверочная работа для оценки знаний учеников о системе обучения в Средние века. Вопросы теста охватывают темы первых университетов, систему «семи свободных искусств», особенности студенческой жизни и создания средневековых книг.
Другое по теме:
1
Как называлась первая ступень средневекового образования, включавшая грамматику, риторику и диалектику?
Правильный ответ:
ТривиумПояснение:
Основой средневекового образования был цикл «семи свободных искусств», который делился на две ступени. Первой, базовой ступенью был тривиум, что с латинского переводится как «трехпутье». Он включал три дисциплины, связанные со словом и речью: грамматику (изучение латыни, умение правильно писать и читать), риторику (искусство красноречия, составления речей и документов) и диалектику (искусство логического мышления и ведения спора). Успешное освоение тривиума считалось фундаментом для любого дальнейшего, более сложного обучения.2
В каком итальянском городе в 1088 году был основан первый в Европе университет?
Правильный ответ:
В БолоньеПояснение:
Первым в Европе высшим учебным заведением, получившим статус университета, традиционно считается Болонский университет. Он был основан в 1088 году в городе Болонья на севере Италии. Изначально он возник как объединение (universitas) студентов, которые сами нанимали профессоров для чтения лекций, в первую очередь по римскому праву. Болонский университет быстро стал знаменит на всю Европу, привлекая студентов из разных стран, и послужил образцом для многих других университетов, особенно в Южной Европе.3
Как называлась вторая ступень «семи свободных искусств», включавшая арифметику, геометрию, астрономию и музыку?
Правильный ответ:
КвадривиумПояснение:
Квадривиум, что в переводе с латыни означает «четырехпутье», представлял собой вторую, более высокую ступень цикла «семи свободных искусств», следующую за тривиумом. Он объединял четыре дисциплины, связанные с числами и изучением природы: арифметику (науку о числах), геометрию (науку о пространственных фигурах), астрономию (науку о движении небесных тел, важную для расчета церковных праздников) и музыку (которая воспринималась как учение о числовых гармониях, лежащих в основе мироздания).4
На каком языке проводилось обучение в средневековых университетах?
Правильный ответ:
На латыниПояснение:
Во всех средневековых университетах, независимо от их местоположения — в Италии, Франции, Англии или Испании, — обучение велось на латинском языке. Латынь была международным языком образованных людей, науки и Католической церкви. Это позволяло студентам и преподавателям свободно перемещаться между университетами разных стран, слушать лекции знаменитых профессоров и участвовать в диспутах, не испытывая языковых барьеров. Благодаря единому языку европейская наука представляла собой общее культурное пространство.5
Как назывались словесные турниры между студентами, где они учились отстаивать своё мнение?
Правильный ответ:
ДиспутыПояснение:
Диспуты были одной из важнейших и самых захватывающих форм обучения в средневековых университетах. Это были публичные словесные состязания, проходившие по строгим правилам. Один из участников должен был защищать определенный тезис, а его оппоненты — опровергать его с помощью логических аргументов и ссылок на авторитетные тексты. Диспуты развивали у студентов навыки критического мышления, красноречия, умения строить доказательства и находить слабые места в аргументации противника. Успех в диспуте приносил студенту почет и славу.6
Кто возглавлял факультет в средневековом университете?
Правильный ответ:
ДеканПояснение:
Университет делился на факультеты — отделения, объединявшие преподавателей и студентов одной или нескольких смежных наук. Каждый факультет возглавлял декан, которого избирали из числа профессоров этого факультета. Декан отвечал за организацию учебного процесса на своем факультете, расписание лекций и диспутов. В свою очередь, главой всего университета был ректор, который избирался представителями всех факультетов и руководил всей жизнью университетской корпорации.7
Какой из факультетов НЕ был одним из трех «старших» в средневековом университете?
Правильный ответ:
Подготовительный (артистический)Пояснение:
В классическом средневековом университете было три «старших», или высших, факультета: богословский (самый престижный), юридический и медицинский. Поступить на них можно было, только предварительно отучившись на «младшем» — подготовительном, или артистическом, факультете. Именно на этом факультете искусств (artes liberales) студенты изучали программу «семи свободных искусств» (тривиум и квадривиум), получая базовое общее образование, необходимое для дальнейшей профессиональной специализации.8
Из чего делали средневековые рукописные книги?
Правильный ответ:
Из пергаменаПояснение:
Основным материалом для изготовления книг в Средневековой Европе был пергамен — специально обработанная кожа животных (чаще всего телят, овец или коз). Это был очень прочный, эластичный и долговечный материал, позволявший писать с обеих сторон листа. Однако его производство было очень трудоемким и дорогим. На создание одной большой книги могло уйти целое стадо животных, что делало каждую рукопись невероятно ценной. Бумага, изобретенная в Китае, начала распространяться в Европе только к концу Средневековья.9
Почему средневековые книги стоили очень дорого?
Правильный ответ:
Они были рукописными и создавались на дорогом материалеПояснение:
Высокая стоимость средневековых книг объяснялась двумя главными факторами. Во-первых, материалом для них служил очень дорогой пергамен. Во-вторых, до изобретения книгопечатания каждая книга создавалась вручную. Труд писца-каллиграфа, который месяцами, а иногда и годами, переписывал текст, был очень кропотливым и дорогостоящим. Кроме того, книги часто украшались сложными орнаментами, красочными миниатюрами и драгоценными окладами, что превращало их в настоящие произведения искусства и предметы роскоши.10
Что такое тривиум и квадривиум вместе?
Правильный ответ:
«Семь свободных искусств»Пояснение:
«Семь свободных искусств» — это название цикла учебных дисциплин, составлявшего основу средневекового образования, унаследованного от античности. Этот цикл делился на две ступени. Первая ступень, тривиум («трехпутье»), включала «искусства речи»: грамматику, риторику и диалектику. Вторая, более сложная ступень, квадривиум («четырехпутье»), состояла из «искусств чисел»: арифметики, геометрии, астрономии и музыки. Освоение всех семи искусств было обязательным для получения полноценного образования.11
Что из перечисленного НЕ входило в «тривиум»?
Правильный ответ:
АрифметикаПояснение:
Тривиум, первая ступень «семи свободных искусств», был полностью посвящен наукам о слове. В него входили: грамматика (изучение латыни), риторика (искусство красноречия) и диалектика (искусство логики и спора). Арифметика же, как наука о числах, относилась ко второй, более высокой ступени образования — квадривиуму. Квадривиум включал в себя дисциплины, связанные с математическими знаниями: арифметику, геометрию, астрономию и музыку (которую понимали как науку о числовых гармониях).12
С какой целью в средневековых библиотеках книги прикрепляли цепями к полкам?
Правильный ответ:
Чтобы их не укралиПояснение:
Средневековые книги были невероятно дорогими из-за стоимости пергамена и кропотливого труда переписчиков. Каждая книга была настоящим сокровищем. Чтобы предотвратить кражи из монастырских и университетских библиотек, книги приковывали цепями к полкам или столам для чтения. В угол обложки вставляли металлическое кольцо, к которому крепилась цепь. Длина цепи позволяла снять фолиант с полки и прочитать его за столом, но не давала возможности вынести книгу из библиотеки. Часто в книгах писали и охранные проклятия в адрес потенциальных воров.13
Кто такой ректор в средневековом университете?
Правильный ответ:
Выборный руководитель университетаПояснение:
Ректор был главой всей университетской корпорации. Эта должность была выборной. Ректора избирали на определенный срок из числа самых авторитетных профессоров. Он представлял интересы университета в отношениях с городскими властями и королем, председательствовал на общих собраниях, следил за соблюдением университетских уставов и порядка. Наличие выборного ректора было одним из проявлений самостоятельности (автономии) средневековых университетов.14
Какая наука из «квадривиума» была необходима для вычисления дат церковных праздников?
Правильный ответ:
АстрономияПояснение:
Для средневекового человека правильное определение дат церковных праздников, в первую очередь Пасхи, имело огромное значение. Дата Пасхи и связанных с ней праздников является подвижной и зависит от фаз Луны и дня весеннего равноденствия. Поэтому для их расчета (этот раздел назывался пасхалия) требовались знания в области астрономии — науки о движении небесных тел. Изучение астрономии в рамках квадривиума имело, таким образом, не только теоретическое, но и важное практическое, литургическое значение.15
Какое утверждение о средневековых университетах является верным?
Правильный ответ:
Они обладали самостоятельностью и собственным судомПояснение:
Одной из важнейших особенностей средневековых университетов была их автономия — широкая самостоятельность по отношению к светским и церковным властям. Университеты имели право избирать своих руководителей (ректора и деканов), самостоятельно определять программу обучения, присуждать ученые степени. Более того, они обладали собственной юрисдикцией: университетский суд имел право судить своих студентов и преподавателей за различные проступки, защищая их от юрисдикции городского суда. Эта независимость была главной привилегией университетской корпорации.16
Что представляли собой «репетиции» как форма занятий?
Правильный ответ:
Ответы ученика на вопросы учителяПояснение:
Наряду с лекциями и диспутами, в средневековых университетах существовали и другие формы занятий. Одной из них были репетиции. В ходе репетиции преподаватель (магистр) задавал студентам вопросы по материалу прочитанной ранее лекции, чтобы проверить, насколько хорошо они усвоили тему. Студенты должны были давать развернутые и точные ответы, демонстрируя свое понимание предмета. Это была форма контроля знаний и закрепления пройденного материала, похожая на современный семинар или опрос.17
Какая наука из «тривиума» учила логично рассуждать и спорить?
Правильный ответ:
ДиалектикаПояснение:
Диалектика была третьей и самой сложной дисциплиной тривиума. Она представляла собой искусство логики, умение правильно строить свои рассуждения, находить и анализировать аргументы, доказывать свою точку зрения и опровергать мнение оппонента. Диалектика была теоретической основой для проведения диспутов, где студенты на практике оттачивали свое мастерство спора. Владение диалектикой считалось признаком высокообразованного человека, способного к абстрактному мышлению.18
Почему в зрелое Средневековье возросла потребность в образованных людях?
Правильный ответ:
Рост городов, торговли и усложнение управления требовали грамотных специалистовПояснение:
Развитие Европы в XI–XIII веках было неразрывно связано с ростом городов, которые становились центрами ремесла, торговли и финансов. Для ведения торговых операций, составления договоров, управления городским хозяйством требовались грамотные люди: юристы, нотариусы, судьи, счетоводы. Укрепление королевской власти и усложнение государственного аппарата также породили спрос на образованных чиновников и судей. Простого умения читать и считать, которое давали церковные школы, стало недостаточно. Эта потребность в специалистах и стала главным стимулом для развития образования и появления университетов.19
Какой факультет должен был окончить студент, чтобы поступить на юридический?
Правильный ответ:
Подготовительный (искусств)Пояснение:
Структура средневекового университета была иерархичной. Юридический факультет, наряду с богословским и медицинским, относился к числу «старших», то есть высших. Поступить на него сразу было невозможно. Сначала студент должен был в течение нескольких лет проучиться на «младшем» — подготовительном факультете, который также назывался факультетом искусств. Только после успешного завершения курса «семи свободных искусств» и получения степени магистра искусств он имел право продолжить свое образование на одном из старших факультетов по своему выбору.20
Какое утверждение о средневековом образовании является НЕверным?
Правильный ответ:
Обучение было обязательным для всех детейПояснение:
В Средние века не существовало системы всеобщего и обязательного образования. Возможность получить даже элементарную грамотность была доступна очень немногим. Большинство населения, особенно крестьяне, оставались неграмотными. Учиться могли в основном дети из знатных и богатых семей, а также те, кто собирался посвятить себя церковной карьере. Обучение, особенно в университетах, было платным и требовало значительных расходов, поэтому было привилегией, а не обязанностью.21
Сколько «свободных искусств» составляли основу средневекового образования?
Правильный ответ:
СемьПояснение:
Основу средневековой образовательной программы составлял цикл из семи дисциплин, известный как «семь свободных искусств». Этот канон был унаследован от позднеантичной системы образования. Он считался универсальной базой знаний, необходимой любому образованному человеку. Цикл делился на две части: начальную — тривиум (грамматика, риторика, диалектика) и продвинутую — квадривиум (арифметика, геометрия, астрономия, музыка). Именно эти семь предметов изучались на подготовительном факультете университетов.22
Как назывался глава всего университета?
Правильный ответ:
РекторПояснение:
Если факультет возглавлял декан, то главой всей университетской корпорации был ректор. Должность ректора была выборной, его избирали на определенный срок из числа профессоров. Ректор обладал большой властью: он руководил деятельностью университета, представлял его в отношениях с внешним миром (королем, папой, городом), возглавлял университетский суд и следил за соблюдением устава. Выборность ректора была одним из ключевых проявлений университетской автономии.23
Что такое пергамен?
Правильный ответ:
Специально выделанная кожа для письмаПояснение:
Пергамен — это основной материал для письма в Европе до широкого распространения бумаги. Его изготавливали из шкур животных (телят, овец, коз), которые подвергались сложной обработке: их очищали, вымачивали в извести, натягивали на рамы, скоблили и шлифовали до получения гладкой и тонкой поверхности, пригодной для письма. Пергамен был очень прочным и долговечным, но его производство было дорогим, что и делало средневековые книги предметом роскоши. Название происходит от города Пергам в Малой Азии, где, по легенде, был усовершенствован способ его изготовления.24
Какая наука НЕ входила в «квадривиум»?
Правильный ответ:
РиторикаПояснение:
Квадривиум, или «четырехпутье», объединял науки, связанные с математикой и числами. В него входили арифметика, геометрия, астрономия и музыка. Риторика же, как искусство красноречия и составления речей, являлась частью первой ступени образования — тривиума, или «трехпутья». Тривиум был посвящен наукам о слове и включал в себя грамматику, риторику и диалектику. Таким образом, риторика и арифметика относились к разным ступеням «семи свободных искусств».25
Какая форма контроля знаний предполагала ответы ученика на вопросы учителя?
Правильный ответ:
РепетицияПояснение:
Репетиции были важной частью учебного процесса в средневековых школах и университетах. В отличие от лекции, где говорил в основном преподаватель, и диспута, где спорили студенты, репетиция представляла собой диалог между учителем и учеником. Преподаватель задавал вопросы по пройденному материалу, проверяя глубину и точность знаний студента. Это была форма индивидуальной работы, позволявшая закрепить материал и выявить пробелы в знаниях, похожая на современный устный опрос или коллоквиум.26
С развитием чего в зрелое Средневековье стало недостаточным знаний, даваемых церковными школами?
Правильный ответ:
Городов и торговлиПояснение:
В Раннем Средневековье основными центрами грамотности были монастырские и церковные школы, готовившие в основном священнослужителей. Однако в XI–XIII веках бурный рост городов, развитие ремесел, торговли и денежных отношений породили острую потребность в людях светских профессий, обладающих знаниями. Городам требовались юристы для составления законов, судьи, нотариусы для заверения сделок, врачи, аптекари, чиновники для управления городским хозяйством. Знаний, которые давали старые школы, стало катастрофически не хватать, что и привело к появлению новых типов школ и, в конечном итоге, университетов.27
Сколько всего факультетов обычно было в классическом средневековом университете?
Правильный ответ:
ЧетыреПояснение:
Структура большинства крупных средневековых университетов (например, Парижского) включала в себя четыре факультета. Первым и самым массовым был «младший» подготовительный факультет искусств, где изучали «семь свободных искусств». После его окончания студент мог продолжить обучение на одном из трех «старших», или высших, профессиональных факультетов: богословском (теологическом), который считался самым главным, юридическом (факультете права) или медицинском.28
Искусство красноречия, умение произносить проповеди — это …
Правильный ответ:
риторикаПояснение:
Риторика — это вторая дисциплина тривиума, одна из ключевых наук о слове. Она представляла собой теорию и практику красноречия. Изучая риторику, студенты учились грамотно, убедительно и красиво строить свою речь, составлять официальные документы, письма и, что было особенно важно для будущих священников, произносить проповеди. В качестве образцов изучались речи знаменитых античных ораторов, например, Цицерона. Владение риторикой было обязательным навыком для любого образованного человека, которому предстояло выступать публично.29
Где возникли Оксфордский и Парижский университеты?
Правильный ответ:
В Англии и ФранцииПояснение:
Оксфордский университет и Парижский университет (Сорбонна) — два из старейших и самых знаменитых университетов Европы, возникшие вслед за Болонским. Оксфордский университет расположен в Англии, его возникновение относят к концу XI — началу XII века. Парижский университет, выросший из соборной школы Нотр-Дам, сформировался во Франции во второй половине XII века и быстро стал ведущим центром богословской мысли в Европе. Таким образом, эти два великих университета находятся в Англии и Франции соответственно.30
Что из перечисленного НЕ относится к правам, которыми обладали средневековые университеты?



