найти
Пароль
войти
Тест по истории: Театр в жизни древних греков (5 класс) Тест по истории: Театр в жизни древних греков (5 класс)

Тест по истории: Театр в жизни древних греков (5 класс)

Тест по истории «Театр в жизни древних греков» для 5 класса — это проверочная работа, которая поможет ученикам систематизировать и закрепить знания о происхождении, устройстве и значении театрального искусства в Древней Греции. Вопросы охватывают ключевые понятия, жанры, знаменитых драматургов и особенности представлений.

1
Из праздников в честь какого бога выросли театральные представления в Древней Греции?

Правильный ответ:

Диониса

Пояснение:

Театральные представления в Древней Греции зародились из сельских празднеств, посвященных богу виноградарства и виноделия Дионису. Эти праздники, называемые Дионисиями, сопровождались торжественными шествиями, песнями и танцами. Участники наряжались в козлиные шкуры, изображая мифических спутников Диониса — сатиров. Хор пел хвалебные песни в честь бога, которые назывались дифирамбами. Со временем из этих ритуальных действий, где хор рассказывал о мифах, связанных с Дионисом, выделился отдельный исполнитель (актер), и так зародилась драма.
2
Как назывались хоровые песни, которые распевали в честь Диониса?

Правильный ответ:

дифирамбы

Пояснение:

Дифирамб — это торжественная хоровая песнь в честь бога Диониса. Изначально это был исключительно ритуальный жанр, исполняемый хором на праздниках-Дионисиях. Участники хора, одетые сатирами, пели и танцевали, прославляя бога вина и плодородия. Постепенно содержание дифирамбов расширилось, они стали включать в себя повествование о различных мифологических сюжетах. Именно из дифирамба, когда от хора отделился солист-запевала (позже — актер), родилась древнегреческая трагедия, сохранившая в своей структуре хоровые партии.
3
Специальная постройка позади орхестры, где переодевались актеры, называлась …

Правильный ответ:

скена

Пояснение:

Скена — это одно из ключевых строений в архитектуре древнегреческого театра. Изначально это была простая палатка или деревянный барак, расположенный позади орхестры (сценической площадки), где актеры могли переодеться и подготовиться к выходу. Со временем скена превратилась в постоянную каменную постройку со стеной, обращенной к зрителям. Эта стена стала выполнять роль декорации, изображая фасад дворца, храма или другого здания. В ней имелись двери, через которые актеры выходили на орхестру. Слово «сцена» в современном театре происходит именно от греческого «скена».
4
Какой знаменитый афинский политик ввёл бесплатную раздачу «входных билетов» для бедняков?

Правильный ответ:

Перикл

Пояснение:

Перикл, выдающийся государственный деятель Афин V века до н.э., считал посещение театра важной частью гражданского воспитания. Чтобы даже самые неимущие афиняне могли приобщиться к театральному искусству, он ввел особую меру. Была учреждена раздача так называемого «теорикона» — специальных денег, которые покрывали стоимость входного билета на театральные представления. Эта мера подчеркивала общегосударственное значение театра и обеспечивала его доступность для всех слоев населения, превращая спектакль из простого развлечения в акт гражданской и культурной жизни полиса.
5
Кого в Древней Греции называли «отцом комедии»?

Правильный ответ:

Аристофана

Пояснение:

«Отцом комедии» по праву называют великого афинского драматурга Аристофана, жившего в V-IV веках до н.э. Он является самым знаменитым представителем жанра древней аттической комедии. Его произведения отличались острой политической сатирой, злободневностью и невероятной фантазией. Аристофан смело высмеивал в своих пьесах, таких как «Всадники», «Облака», «Птицы», реальных политических деятелей, военачальников и философов своего времени. Его комедии, наполненные искрометным юмором, шутками и пародиями, были не просто развлечением, а важным инструментом общественной критики.
6
Сколько актеров обычно участвовало в постановке трагедии?

Правильный ответ:

три

Пояснение:

В классический период развития древнегреческой трагедии (V век до н.э.) в представлении участвовало не более трех актеров. Изначально, во времена Феспида, был только один актер, который вел диалог с хором. Великий драматург Эсхил ввел второго актера, что позволило создавать более сложные конфликты между персонажами. Позднее Софокл добавил третьего актера. Этого количества было достаточно, так как один и тот же актер мог исполнять несколько ролей в течение спектакля, меняя маски и костюмы. Все роли, включая женские, исполнялись мужчинами.
7
Кто НЕ был великим драматургом-трагиком Древней Греции?

Правильный ответ:

Геродот

Пояснение:

Геродот был знаменитым древнегреческим историком, которого Цицерон назвал «отцом истории». Он является автором масштабного труда «История», посвященного греко-персидским войнам. Эсхил, Софокл и Еврипид — это три величайших драматурга Древней Греции, чье творчество определило золотой век афинской трагедии. Они создали бессмертные произведения, основанные на мифологических сюжетах, которые до сих пор ставятся на сценах всего мира. Таким образом, Геродот, будучи выдающейся фигурой античности, занимался историей, а не созданием пьес для театра.
8
Как назывался богатый гражданин, который на свои средства организовывал постановку пьесы?

Правильный ответ:

хорег

Пояснение:

Хорегом в Древних Афинах называли состоятельного гражданина, который брал на себя почетную общественную обязанность (литургию) по финансированию театральной постановки. Хорег должен был на свои деньги нанять и обучить хор, обеспечить его участников и актеров костюмами, масками и всем необходимым для выступления. Это были очень большие расходы, но должность хорега была чрезвычайно почетной. Хореги соревновались между собой, и в случае победы поставленной ими пьесы на театральных состязаниях они получали награду и всеобщее признание наравне с драматургом.
9
Что из перечисленного НЕ являлось частью устройства древнегреческого театра?

Правильный ответ:

крыша над зрительскими местами

Пояснение:

Древнегреческие театры строились под открытым небом. Это было фундаментальной особенностью их архитектуры. Зрительские места (театрон) располагались уступами на естественном склоне холма, образуя амфитеатр. Внизу находилась круглая площадка — орхестра, а за ней — постройка скена. Никакой крыши над зрителями не было. Представления проходили при дневном свете. Такая конструкция обеспечивала прекрасную видимость и уникальную акустику, но не защищала от солнца или дождя, что подчеркивало связь театрального действа с природой и открытым полисным пространством.
10
Главный герой трагедии Эсхила, который похитил для людей огонь и был за это жестоко наказан Зевсом, — это …

Правильный ответ:

Прометей

Пояснение:

Прометей — один из самых ярких образов в древнегреческой мифологии и главный герой трагедии Эсхила «Прикованный Прометей». Он был титаном, который пожалел людей, живших во тьме и невежестве. Восстав против воли верховного бога Зевса, Прометей похитил с Олимпа божественный огонь и принес его людям, научив их ремеслам и искусствам. За этот дерзкий поступок разгневанный Зевс приказал приковать Прометея к скале на Кавказе, где орел каждый день прилетал клевать его печень. Образ Прометея стал символом самопожертвования, гуманизма и борьбы против тирании.
11
Кто исполнял все роли в древнегреческом театре?

Правильный ответ:

Только мужчины

Пояснение:

Одной из ключевых особенностей древнегреческого театра было то, что все без исключения роли, включая женские, исполнялись актерами-мужчинами. Это было связано как с традицией, идущей от ритуальных хоров, состоявших из мужчин, так и с общественным положением женщин в Афинах, которые вели достаточно замкнутый образ жизни. Для изображения женских персонажей актеры надевали соответствующие костюмы, длинные одежды и специальные маски, которые четко обозначали пол, возраст и социальный статус героини. Голос и пластика были главными инструментами актера для создания женского образа.
12
Как называлась специальная обувь на высокой подошве, которую носили актеры трагедий?

Правильный ответ:

котурны

Пояснение:

Котурны — это вид обуви на очень высокой и толстой подошве, которую надевали актеры, игравшие в трагедиях. Они имели несколько функций. Во-первых, котурны зрительно увеличивали рост актера, делая его фигуру более величественной и монументальной, что соответствовало возвышенному характеру трагических героев — царей, богов и мифических воителей. Во-вторых, в сочетании с длинными одеждами и маской они помогали создать у зрителей, даже на самых дальних рядах, впечатление сверхчеловеческого, героического масштаба персонажа.
13
Сюжеты для трагедий древнегреческие драматурги чаще всего брали из …

Правильный ответ:

мифов и исторических событий

Пояснение:

Основой для подавляющего большинства древнегреческих трагедий служили хорошо известные всем эллинам мифы о богах и героях (например, мифы о Троянской войне или о фиванском царском роде), а также значимые исторические события недавнего прошлого. Примером исторической трагедии является пьеса Эсхила «Персы», в которой рассказывается о поражении персидского царя Ксеркса. Использование мифологических сюжетов позволяло драматургам говорить со зрителями на общем культурном языке и на примере судеб легендарных героев ставить вечные вопросы о роке, справедливости и человеческом долге.
14
Руководителя хора в древнегреческом театре называли …

Правильный ответ:

корифей

Пояснение:

Корифеем называли предводителя, руководителя хора в древнегреческой драме. Он не только руководил движениями и пением всей группы, но и мог выступать от ее имени, произнося отдельные реплики или вступая в диалог с актерами. В то время как хор чаще всего выражал общую, коллективную мысль, корифей мог персонифицировать эту позицию. Его роль была связующим звеном между коллективным персонажем (хором) и индивидуальными героями (актерами) на орхестре. Не следует путать корифея с хорегом — богатым гражданином, который финансировал постановку.
15
Первоначальной наградой для драматурга, чья трагедия признавалась лучшей, был …

Правильный ответ:

козел

Пояснение:

Театральные представления в Афинах проходили в форме состязаний между драматургами. По окончании судьи определяли победителя. Согласно традиции, самой первой и символической наградой для автора лучшей трагедии был козел. Само слово «трагедия» (tragōidia) переводят как «песнь козлов», что напрямую связывает жанр с этим животным, ассоциировавшимся с Дионисом и его свитой сатиров. Позже награды стали другими (например, венок из плюща), но этот архаичный обычай подчеркивает глубокие ритуальные корни театрального искусства.
16
Круглая площадка в центре театра, на которой выступали актеры и хор, называлась …

Правильный ответ:

орхестра

Пояснение:

Орхестра, что в переводе с греческого означает «место для пляски», была сердцем древнегреческого театра. Это была круглая (в ранних театрах) или полукруглая (в более поздних) утрамбованная земляная площадка, расположенная у подножия зрительских мест. Именно на орхестре разворачивалось основное драматическое действие: здесь выступали актеры и, что очень важно, располагался хор, который пел и танцевал. В центре орхестры часто устанавливали алтарь в честь Диониса, что напоминало о религиозных истоках театра.
17
Темы для комедий, в отличие от трагедий, чаще всего брались из …

Правильный ответ:

повседневной жизни и политики

Пояснение:

В отличие от трагедии, которая обращалась к возвышенным мифологическим и героическим сюжетам, древняя аттическая комедия была жанром остросоциальным и злободневным. Драматурги-комики, и в первую очередь Аристофан, черпали вдохновение в окружающей их действительности. Они высмеивали конкретных политических деятелей, бездарных полководцев, спорящих философов, а также общие пороки афинского общества: взяточничество, сутяжничество, глупость и т.д. Комедия была живым откликом на текущие события и служила формой общественной критики.
18
Какой предмет надевали на лицо актеры, чтобы изобразить персонажа и быть лучше услышанными?

Правильный ответ:

Маску

Пояснение:

Маска была неотъемлемым атрибутом древнегреческого актера. Она выполняла сразу несколько важнейших функций. Во-первых, маска четко обозначала персонажа: его пол, возраст, социальное положение и эмоциональное состояние (радость, гнев, печаль). Это позволяло зрителям издалека понимать, кто находится на сцене. Во-вторых, поскольку один актер играл несколько ролей, смена маски означала смену персонажа. В-третьих, маски изготавливались из легких материалов и имели специальное устройство раструба у рта, что работало как мегафон, усиливая голос актера и делая его слышным на огромных пространствах театра.
19
Какой город Древней Греции считается родиной театра?

Правильный ответ:

Афины

Пояснение:

Родиной европейского театра по праву считаются Афины. Именно в этом полисе в VI веке до н.э. во время празднования Великих Дионисий зародилось драматическое искусство. Здесь жил и творил Феспид, считающийся первым актером и драматургом. В V веке до н.э. Афины стали центром театральной жизни всего эллинского мира, подарив человечеству гениев трагедии — Эсхила, Софокла, Еврипида, и великого комедиографа Аристофана. Театр Диониса на склоне афинского Акрополя стал образцом для всех последующих театров античности.
20
Трагедия Эсхила «Персы» повествует о …

Правильный ответ:

походе царя Ксеркса и победе греков

Пояснение:

«Персы» — уникальная трагедия Эсхила, поскольку ее сюжет основан не на мифологии, а на реальном историческом событии, произошедшем незадолго до ее написания. Пьеса посвящена сокрушительному поражению огромного персидского флота под предводительством царя Ксеркса в морском сражении при Саламине в 480 году до н.э. Примечательно, что действие происходит в столице Персии, и о разгроме греками персов зрители узнают от вестника вместе с персидской царицей. Эсхил, сам участник этой битвы, прославляет мужество греков и предостерегает от чрезмерной гордыни и самонадеянности.