найти
Пароль
войти
Тест по истории: Воспитание детей в Спарте (5 класс) Тест по истории: Воспитание детей в Спарте (5 класс)

Тест по истории: Воспитание детей в Спарте (5 класс)

Тест по истории «Воспитание детей в Спарте» для 5 класса — это проверочная работа о знаменитой и суровой системе спартанского воспитания. Вопросы посвящены главной цели этой системы, её этапам, жестоким испытаниям, а также особенностям воспитания не только мальчиков, но и девочек.

1
Кто принимал решение о судьбе новорождённого мальчика в Спарте?

Правильный ответ:

Старейшины

Пояснение:

В Спарте жизнь человека с самого рождения принадлежала государству. Сразу после появления на свет мальчика отец относил его на осмотр к старейшинам. Они решали, достоин ли ребёнок жизни. Если младенец был крепким и здоровым, его возвращали в семью для вскармливания. Если же он казался слабым или больным, его считали будущей обузой для государства-армии и приговаривали к смерти, приказывая бросить в пропасть.
2
В каком возрасте мальчиков забирали из семьи на государственное воспитание?

Правильный ответ:

В 7 лет

Пояснение:

До семи лет мальчик воспитывался в семье, где его уже приучали к суровому быту: отучали от капризов, страха темноты и одиночества. Но в семь лет его детство фактически заканчивалось. Государство забирало ребёнка из семьи и помещало в специальный отряд-агелу, где он жил, питался и тренировался вместе со своими сверстниками под надзором государственных воспитателей вплоть до своего совершеннолетия.
3
Какова была главная цель спартанского воспитания?

Правильный ответ:

Подготовка сильного и дисциплинированного воина

Пояснение:

Вся система спартанского воспитания (агогэ) была подчинена одной-единственной цели — подготовить идеального воина, защитника своего полиса. Спарта была государством-армией, и ей требовались не мыслители или торговцы, а физически сильные, выносливые, бесстрашные и абсолютно послушные солдаты. Поэтому все испытания, тренировки и уроки были направлены на развитие именно этих качеств.
4
Что из перечисленного НЕ входило в суровую жизнь спартанских мальчиков?

Правильный ответ:

Носить тёплую одежду и удобную обувь

Пояснение:

Комфорт и изнеженность считались в Спарте пороком, ослабляющим будущего воина. Мальчиков с детства приучали к лишениям. Они круглый год ходили босиком, носили лишь один лёгкий плащ, спали на жёстких подстилках из тростника, которые должны были нарвать сами голыми руками. Удобная обувь и тёплая одежда были под запретом, так как считалось, что тело должно закаляться и привыкать к холоду и трудностям.
5
Какую речь, короткую и чёткую, принято называть «лаконичной»?

Правильный ответ:

По названию области Лаконика, где находилась Спарта

Пояснение:

Спартанцев учили выражать свои мысли максимально кратко, ясно и по существу. Они презирали длинные и витиеватые речи, считая их признаком пустословия. Эта способность говорить чётко и немногословно получила название «лаконичная речь», так как Спарта располагалась в области Лаконика. Знаменитый ответ спартанцев «Если!» на длинное послание с угрозами — яркий пример такого стиля общения.
6
Что означают слова спартанки «С ним или на нём!»?

Правильный ответ:

Вернуться либо победителем со щитом, либо мёртвым на щите

Пояснение:

Эта фраза является символом спартанского мужества и презрения к трусости. Воин мог вернуться с поля боя со своим тяжёлым щитом, только если он не бежал. Бегство с поля боя было возможно, лишь бросив щит, что считалось величайшим позором. На щите же товарищи выносили тело павшего в бою воина. Таким образом мать напутствовала сына: вернись с победой и честью или умри как герой, но не становись трусом.
7
Почему спартанских мальчиков намеренно кормили скудно и поощряли воровство?

Правильный ответ:

Чтобы развить в них ловкость, хитрость и умение выживать

Пояснение:

Это было частью системы выживания. Мальчиков намеренно недокармливали, чтобы они постоянно испытывали голод. Это заставляло их проявлять изобретательность, хитрость и скрытность, чтобы украсть себе пропитание. При этом наказывали не за сам факт воровства, а за то, что вора поймали. Попался — значит, ты неловкий и невнимательный, а такой воин не сможет выжить в походе или выполнить разведывательное задание.
8
Какое испытание юношей розгами проходило ежегодно?

Правильный ответ:

Испытание на выносливость и терпение

Пояснение:

Ежегодно у алтаря богини Артемиды проводился жестокий ритуал: юношей публично секли розгами. Это было не наказание за проступок, а испытание стойкости духа и тела. Юноши должны были молча, не издав ни единого стона, переносить удары. Это зрелище происходило в присутствии родителей и старейшин. Тот, кто выдерживал испытание с честью, заслуживал всеобщее уважение как настоящий спартанец, умеющий терпеть боль.
9
Что такое криптии?

Правильный ответ:

Ночные нападения на илотов для их устрашения

Пояснение:

Криптии были одним из самых жестоких испытаний и одновременно актом государственного террора. Лучшие из молодых спартанцев, вооружённые только кинжалами, днём скрывались, а под покровом ночи выходили на дороги и нападали на илотов, стараясь убить самых крепких и сильных. Это делалось для того, чтобы держать порабощённое население в постоянном страхе и подавлять в зародыше любые попытки восстания. Прошедший криптии считался настоящим воином.
10
Чему из перечисленного мальчиков в Спарте обучали лишь в минимальных пределах?

Правильный ответ:

Грамоте и счёту

Пояснение:

Спартанцы считали излишнюю образованность вредной для воина. Мальчиков учили читать, писать и считать лишь в том объёме, который был необходим в военной жизни: чтобы прочитать приказ, написать своё имя на надгробии или посчитать врагов. Основное внимание уделялось не наукам, а физическому развитию, военной подготовке и воспитанию волевых качеств, таких как дисциплина, выносливость и мужество.
11
Какое качество считалось пороком для спартанских девушек?

Правильный ответ:

Изнеженность

Пояснение:

Воспитание девочек в Спарте также было суровым. Считалось, что только сильная, здоровая и выносливая женщина может родить таких же крепких детей — будущих воинов. Поэтому изнеженность, слабость и капризность считались пороком. Девочки, как и мальчики, много занимались спортом: бегом, борьбой, метанием диска и копья. Их физическому развитию уделялось огромное внимание.
12
Что из перечисленного НЕ было целью спартанского воспитания?

Правильный ответ:

развить чувство личной выгоды

Пояснение:

Вся система спартанского воспитания была направлена на подавление личности и личных интересов во имя служения государству. Чувство личной выгоды, стремление к богатству или комфорту считались губительными для воина и гражданина. Наоборот, воспитывались коллективизм, самопожертвование и готовность отдать всё, включая жизнь, за свой полис. Интересы государства всегда были выше интересов отдельного человека.
13
Что делали с мальчиком, который попадался на воровстве еды?

Правильный ответ:

Били плетью за неловкость и заставляли голодать

Пояснение:

Наказание следовало не за сам факт воровства, а за то, что вор был пойман. Попасться означало проявить неловкость, неумение действовать скрытно и незаметно. Такого незадачливого воришку жестоко били плетью, после чего заставляли голодать ещё сильнее. Таким образом, мальчиков учили не тому, что воровать плохо, а тому, что нужно быть хитрым, ловким и расчётливым, чтобы не быть пойманным, — качествам, необходимым разведчику и воину.
14
Каким образом спартанские мальчики выясняли, кто из них храбрее?

Правильный ответ:

Их специально ссорили и провоцировали на драки

Пояснение:

Воспитатели не только не запрещали драки между мальчиками, но и специально провоцировали их. Они стравливали воспитанников, чтобы в потасовках проявились их волевые качества: храбрость, упорство, умение терпеть боль и не сдаваться. Наблюдая за драками, воспитатели делали выводы о характере каждого мальчика и его пригодности к будущей военной службе. Смелость и готовность сражаться ценились превыше всего.
15
На чём приходилось спать мальчикам, чтобы закалить своё тело?

Правильный ответ:

На связках тростника, собранных голыми руками

Пояснение:

Даже во сне спартанцы должны были закаляться. Им было приказано спать на подстилках, сделанных из тростника, который рос на берегах реки Эврот. Причём этот тростник они должны были наломать себе сами, без помощи ножа, голыми руками. Такая жёсткая и неудобная постель должна была приучить тело к лишениям и сделать сон коротким и крепким, как у солдата на привале.
16
Какое из этих качеств НЕ пытались воспитать у мальчиков в семье до 7 лет?

Правильный ответ:

Умение читать и писать

Пояснение:

До семи лет, пока мальчик находился в семье, основной упор делался на воспитание характера и волевых качеств. Его отучали от детских страхов и капризов, приучали быть выносливым и неприхотливым. Обучение грамоте в этот период не входило в программу. Минимальные навыки чтения и письма мальчики получали уже позже, после поступления в агелу, и только в объёме, необходимом для военной службы.
17
Что делали с девочками в Спарте для их воспитания?

Правильный ответ:

Заставляли состязаться в беге и гимнастике

Пояснение:

В отличие от других греческих полисов, где девочки вели замкнутый образ жизни, в Спарте их физическому развитию уделяли огромное внимание. Спартанцы считали, что только сильная и здоровая мать может родить сильных и здоровых воинов. Поэтому девочки наравне с мальчиками занимались спортом: бегом, борьбой, метали диск и копьё. Их воспитывали крепкими, выносливыми и далёкими от изнеженности.
18
Какое из этих утверждений о спартанском воспитании ВЕРНО?

Правильный ответ:

Детей с рождения приучали к суровой дисциплине

Пояснение:

Дисциплина была альфой и омегой спартанского воспитания. Она пронизывала всю жизнь ребёнка, начиная с самого рождения. В семье его отучали от капризов, в агеле — заставляли беспрекословно подчиняться приказам старших и воспитателей. Железная дисциплина, доведённая до автоматизма, считалась основой порядка в обществе и залогом непобедимости спартанской фаланги на поле боя.
19
Какое испытание завершало подготовку юноши и давало ему право стать взрослым воином?

Правильный ответ:

Участие в криптиях — ночных набегах на илотов

Пояснение:

Прежде чем стать полноправным воином, юноша должен был пройти последнее и самое жестокое испытание — криптии. Участие в этих тайных ночных убийствах илотов было своего рода выпускным экзаменом. Оно доказывало, что юноша не только силён и ловок, но и хладнокровен, жесток и абсолютно предан интересам своего государства, готов без колебаний убивать врагов Спарты, которыми считались и порабощённые илоты.
20
Что из перечисленного было частью спартанского воспитания?

Правильный ответ:

провоцирование драк между мальчиками

Пояснение:

В Спарте считалось, что характер лучше всего проявляется в бою. Поэтому воспитатели специально стравливали мальчиков, провоцируя драки. В этих потасовках они наблюдали, кто из воспитанников дерётся смелее, кто упорнее, кто не боится боли и не сдаётся, даже если противник сильнее. Драки были неотъемлемой частью отбора и воспитания, позволяя выявить и развить бойцовские качества, необходимые будущему воину.