найти
Пароль
войти
Тест по обществознанию: Наследственность — биологическая сущность всех людей (5 класс) Тест по обществознанию: Наследственность — биологическая сущность всех людей (5 класс)

Тест по обществознанию: Наследственность — биологическая сущность всех людей (5 класс)

Тест по обществознанию «Наследственность — биологическая сущность всех людей» для 5 класса — это интерактивная проверочная работа, посвящённая изучению того, что дано нам от природы. Вопросы помогут понять, какие черты мы получаем по наследству, что отличает человека от животных, и как воспитание и образование могут влиять на врождённые задатки.

Другое по теме:

1
Что является главным проявлением биологической сущности человека?

Правильный ответ:

Потребность в пище, воде и сне

Пояснение:

Правильный ответ — потребность в пище, воде и сне. Это базовые физиологические нужды, которые необходимы для поддержания жизни и здоровья организма. Именно они неопровержимо доказывают, что человек является частью природы, биологическим существом, живущим по её законам. Эти потребности роднят нас со всем животным миром. Такие вещи, как умение дружить, соблюдение законов или любовь к искусству, относятся к социальной сущности человека. Этому мы учимся, живя в обществе, они не являются врождёнными биологическими программами.

2
Какое из этих качеств человек НЕ получает по наследству?

Правильный ответ:

Нравственные ценности

Пояснение:

Нравственные ценности, то есть представления о добре и зле, справедливости и чести, не передаются по наследству через гены. Ребёнок рождается без этих знаний. Он усваивает их в процессе жизни в обществе: от родителей, учителей, из книг и общения с другими людьми. Это социальный, а не биологический признак. А вот цвет волос, особенности строения тела и даже тип темперамента (например, врождённая склонность быть спокойным или активным) являются наследственными чертами, заложенными в человеке от природы.

3
Утверждение «ребёнок рождается как чистый лист» является ...

Правильный ответ:

ошибочным, так как он уже несёт в себе наследственную информацию

Пояснение:

Эта идея является ошибочной. Новорождённый ребёнок — это не «чистый лист». Он уже обладает сложнейшей генетической программой, полученной от своих родителей и предков. В этой программе заложены его внешние данные (рост, цвет глаз), особенности строения внутренних органов и мозга, тип нервной системы и задатки способностей. Воспитание и обучение не создают человека с нуля, а лишь развивают, корректируют и наполняют содержанием ту уникальную биологическую основу, которая дана ему от рождения.

4
Какой признак, унаследованный человеком, отличает его от всех других живых организмов?

Правильный ответ:

Особенности строения коры головного мозга

Пояснение:

Правильный ответ — особенности строения коры головного мозга. Именно высокоразвитая кора головного мозга является биологической основой уникальных человеческих качеств: абстрактного мышления, членораздельной речи, способности к творчеству и сложной трудовой деятельности. Эта сложная структура мозга передаётся по наследству из поколения в поколение. А вот потребность в кислороде, инстинкт самосохранения и способность передвигаться есть у подавляющего большинства животных.

5
Что из перечисленного является результатом обучения, а не врождённой способностью?

Правильный ответ:

Умение писать и считать

Пояснение:

Умение писать и считать — это сложные навыки, которым человек обучается в течение нескольких лет. Для их освоения необходимы целенаправленные усилия, помощь учителей и постоянная практика. Никто не рождается со знанием алфавита или таблицы умножения. Это приобретённые, социальные навыки. В то же время желание спать при усталости — это врождённая биологическая потребность, а цвет кожи и базовый тип темперамента (эмоциональных реакций) определяются наследственностью.

6
Что доказывает суждение «человек — часть природы»?

Правильный ответ:

Зависимость человека от природных условий и наличие у него инстинктов

Пояснение:

То, что человек является частью природы, доказывается его биологической сущностью. Он, как и все живые существа, зависит от природных условий: ему нужны воздух, вода, пища, солнечный свет. Его организм живёт по биологическим законам: он рождается, растёт, стареет и умирает. У человека есть и врождённые инстинкты, например, инстинкт самосохранения. А вот строительство городов, создание законов и культура — это проявления социальной сущности человека, которые как раз отделяют его от остальной природы.

7
Что означает выражение «научиться быть человеком»?

Правильный ответ:

Усвоить моральные нормы и правила поведения в обществе

Пояснение:

Родившись биологическим индивидом вида Homo sapiens, ребёнок ещё должен стать человеком в социальном смысле, то есть личностью. Выражение «научиться быть человеком» как раз и означает этот процесс социализации. Он включает в себя усвоение языка, моральных норм (что такое добро и зло), правил поведения, традиций и культуры своего народа. Этому можно научиться только в обществе, в общении с другими людьми. А ходьба, внешность и рост — это в основном биологические характеристики.

8
Если у человека есть наследственная предрасположенность к какому-либо поведению, значит ли это, что его судьба предопределена?

Правильный ответ:

Нет, воспитание, образование и личный выбор играют огромную роль

Пояснение:

Правильный ответ — нет. Наследственность даёт человеку определённые задатки, склонности, но не является фатальным приговором. Огромное, а часто и решающее, значение имеют условия, в которых человек растёт: его семья, воспитание, образование, круг общения и, что самое главное, его собственный сознательный выбор. Человек с помощью силы воли и упорного труда может развить свои слабые стороны и преодолеть неблагоприятные врождённые склонности, став достойной личностью.

9
В какой части клетки организма хранится наследственная информация?

Правильный ответ:

В ядре (в хромосомах)

Пояснение:

Наследственная информация, которая определяет все признаки организма, закодирована в молекулах ДНК. Эти молекулы упакованы в специальные структуры — хромосомы. У человека, как и у большинства сложных организмов, хромосомы находятся в самом центре клетки, в её ядре. Ядро выполняет функцию “центра управления” и хранилища генетической информации, которая передаётся от клетки к клетке при делении и от родителей к детям при размножении.

10
Способность человека к прямохождению — это ...

Правильный ответ:

врождённый признак, определяемый строением скелета

Пояснение:

Способность к прямохождению является врождённым, биологическим признаком человека как вида. Она обеспечивается уникальным строением нашего скелета: S-образным позвоночником, широким тазом, сводчатой стопой и определённым строением ног. Эти особенности передаются по наследству. Конечно, маленький ребёнок учится ходить, то есть тренирует мышцы и координацию, но он лишь реализует ту возможность, которая уже заложена в его теле от природы. Большинство млекопитающих передвигаются на четырёх конечностях.

11
Что такое темперамент?

Правильный ответ:

Врождённые особенности эмоциональных реакций человека

Пояснение:

Темперамент — это совокупность врождённых, унаследованных свойств нервной системы, которые проявляются в силе, скорости и уравновешенности эмоциональных реакций человека. Например, один человек от природы более быстрый, активный и вспыльчивый (холерик), а другой — медлительный, спокойный и рассудительный (флегматик). Это биологическая основа характера. Сам характер формируется позже под влиянием воспитания и жизни, но темперамент, как врождённая особенность, остаётся с человеком на всю жизнь.

12
Пример успешного обучения слепоглухонемых детей доказывает, что ...

Правильный ответ:

правильное воспитание и образование могут творить чудеса

Пояснение:

Этот пример является ярким свидетельством огромной роли воспитания, образования и силы человеческого духа. Несмотря на тяжелейшие врождённые биологические ограничения (отсутствие зрения и слуха), целенаправленная работа педагогов и специальные методики позволяют таким детям развиваться, учиться, творить и жить полной жизнью. Это доказывает, что наследственность — не окончательный приговор. Социальные факторы могут компенсировать природные недостатки и помочь человеку раскрыть свой потенциал вопреки всему.

13
Способность человека к творчеству основана на ...

Правильный ответ:

унаследованном особом строении мозга

Пояснение:

Биологической основой для творчества является уникальное, сложное строение коры головного мозга человека, которое передаётся по наследству. Именно оно даёт нам возможность мыслить абстрактно, воображать то, чего нет, и создавать нечто совершенно новое. Конечно, для развития этой способности нужны образование, труд и желание. Но сама исходная возможность творить, в отличие от животных, заложена в нас от природы, в нашей биологической сущности. Это наш врождённый потенциал.

14
Какое из этих умений основано на унаследованной способности, но требует обязательного развития в обществе?

Правильный ответ:

Речь

Пояснение:

Человек наследует от природы уникальный речевой аппарат (гортань, голосовые связки) и специальные зоны в мозге, которые отвечают за речь. То есть сама способность говорить является врождённой. Однако, чтобы эта способность реализовалась, ребёнок должен с раннего детства жить среди людей и слышать человеческую речь. Если он вырастет в изоляции, говорить он не научится. Таким образом, речь — это яркий пример того, как биологическая наследственность тесно переплетается с социальным развитием.

15
Что из перечисленного является результатом взаимодействия наследственности и воспитания?

Правильный ответ:

Характер человека

Пояснение:

Характер человека — это сложный сплав врождённых и приобретённых качеств. В его основе лежит унаследованный темперамент (биологическая составляющая). Но на эту основу в течение всей жизни накладывается влияние воспитания, окружения, жизненного опыта, прочитанных книг (социальная составляющая). В результате формируется уникальный характер. А вот группа крови или количество конечностей — это чисто биологические, наследственные признаки, на которые воспитание повлиять не может.

16
Что такое нравственные ценности?

Правильный ответ:

Представления о добре и зле, усвоенные в обществе

Пояснение:

Нравственные ценности — это важнейшие ориентиры в жизни человека и общества, которые помогают отличать хорошее от плохого. К ним относятся представления о добре, справедливости, чести, долге, совести, любви к ближнему. Эти ценности не даются человеку от рождения. Он впитывает их из окружающей социальной среды — семьи, школы, культуры. Они формируют его как личность и управляют его поступками. Это ключевой элемент социальной, а не биологической сущности человека.

17
Наличие у преступников лишней хромосомы не всегда делает их преступниками. О чём это говорит?

Правильный ответ:

На поведение человека влияют не только гены, но и воспитание

Пояснение:

Этот пример наглядно иллюстрирует, что биологическая предрасположенность не является стопроцентной гарантией определённого поведения. Даже если у человека есть генетическая склонность к агрессии, это не значит, что он обязательно станет преступником. Решающую роль могут сыграть воспитание в любящей семье, хорошее образование, правильные моральные установки и собственный выбор человека. И наоборот, человек без всяких генетических аномалий может стать преступником под влиянием плохой компании и неправильного воспитания.

18
Какое суждение является верным?

Правильный ответ:

В человеке неразрывно связаны биологическая и социальная сущности

Пояснение:

Правильным является утверждение о неразрывной связи биологического и социального в человеке. Нельзя рассматривать человека только как животное или только как продукт общества. Мы рождаемся с определённым набором генов, биологических потребностей и задатков (биологическая сущность). Но стать полноценной личностью мы можем только в обществе, развивая свой разум, усваивая культуру и моральные нормы (социальная сущность). Эти две стороны постоянно влияют друг на друга, создавая уникальность каждого из нас.

19
Что такое биологические свойства организма?

Правильный ответ:

Особенности строения и функционирования тела

Пояснение:

Биологические свойства организма — это все его врождённые и унаследованные характеристики, связанные со строением и работой тела. Сюда относятся особенности анатомии (строение органов), физиологии (обмен веществ, дыхание, кровообращение), а также базовые инстинкты и потребности. Эти свойства определяют человека как представителя вида Homo sapiens и часть живой природы. Знания, убеждения и документы об образовании относятся к социальной сфере и приобретаются в течение жизни.

20
Какой вывод можно сделать о человеке, изучая наследственность?

Правильный ответ:

Природа даёт человеку уникальную основу, а общество помогает её развить

Пояснение:

Изучение наследственности приводит нас к важному выводу: каждый человек уникален с самого рождения. Природа через гены даёт ему неповторимый набор биологических качеств: внешность, задатки, темперамент. Это наша стартовая основа. Но чтобы эта основа превратилась в полноценную личность, необходимо общество. Именно в процессе воспитания, обучения и общения человек развивает свой потенциал, учится быть человеком. Таким образом, личность — это результат совместной работы природы и общества.