найти
Пароль
войти
Тест по окружающему миру: Как мы познаем мир (3 класс) Тест по окружающему миру: Как мы познаем мир (3 класс)

Тест по окружающему миру: Как мы познаем мир (3 класс)

Тест по окружающему миру «Как мы познаем мир» для 3 класса — это интерактивная проверочная работа, посвящённая способам познания. Вопросы помогут разобраться в таких понятиях, как восприятие, память, мышление, воображение и творчество, и понять, как органы чувств и мозг работают вместе.

Другое по теме:

1
С чего начинается процесс познания мира человеком?

Правильный ответ:

С работы органов чувств

Пояснение:

Познание мира начинается с получения первичной информации извне. Эту задачу выполняют наши органы чувств: глаза (зрение), уши (слух), нос (обоняние), язык (вкус) и кожа (осязание). Они, как антенны, улавливают сигналы — свет, звуки, запахи — и передают их в мозг. Этот процесс называется восприятием. Без него мозг не получал бы никаких данных об окружающем мире и дальнейшие процессы, такие как мышление или запоминание, были бы невозможны.
2
Какая способность человека позволяет ему сохранять полученную информацию и использовать её в будущем?

Правильный ответ:

Память

Пояснение:

Память — это наша внутренняя «кладовая» знаний и опыта. Именно благодаря памяти мы можем сохранять информацию, полученную через органы чувств и в результате размышлений. Она позволяет нам накапливать знания, учиться на своих ошибках, узнавать людей и предметы. Когда мы вспоминаем таблицу умножения, дорогу домой или события вчерашнего дня, мы обращаемся именно к своей памяти. Без неё каждое мгновение было бы для нас новым и неизвестным.
3
Когда вы читаете книгу и представляете в уме, как выглядят герои и места, где происходят события, какая способность вам в этом помогает?

Правильный ответ:

Воображение

Пояснение:

Воображение — это удивительная способность нашего мозга создавать образы того, чего нет прямо сейчас перед нашими глазами. Когда мы читаем, слова на бумаге служат лишь толчком, а все картины, образы героев, их голоса и окружающую обстановку достраивает наше воображение. Оно позволяет нам мысленно путешествовать, мечтать, представлять будущее. Эта способность тесно связана с творчеством, ведь чтобы что-то создать, нужно сначала это представить.
4
Анализ информации, сравнение предметов, установление связей между явлениями и умение делать выводы — это всё проявления…

Правильный ответ:

Мышления

Пояснение:

Мышление — это активный процесс обработки информации, которую мы получили через органы чувств и храним в памяти. Это не простое запоминание, а именно работа с данными. Когда мы сравниваем два предмета, ища сходства и различия, когда решаем задачу, когда по тучам на небе делаем вывод, что скоро пойдёт дождь, — мы задействуем мышление. Оно помогает нам понимать причины и следствия явлений, находить решения и делать умозаключения.
5
Какой познавательный процесс лежит в основе творчества — создания чего-то нового?

Правильный ответ:

Воображение

Пояснение:

Творчество — это процесс создания чего-то оригинального, чего раньше не существовало. Это может быть рисунок, мелодия, сказка или новое изобретение. Основой для любого творчества служит воображение. Прежде чем нарисовать картину, художник представляет её в уме. Прежде чем построить дом, архитектор создаёт его образ в своём воображении. Воображение позволяет нам комбинировать известные образы, создавая из них совершенно новые и уникальные.
6
Вы посмотрели в окно и увидели, что люди идут под зонтами. Вы сделали вывод, что на улице идёт дождь. Какой процесс познания вы использовали, чтобы сделать вывод?

Правильный ответ:

Мышление

Пояснение:

В данной ситуации вы использовали именно мышление. Ваши глаза (орган чувств) передали в мозг информацию: «люди с зонтами». Затем ваше мышление обработало этот факт. Оно обратилось к памяти, где хранится знание: «зонты используют во время дождя». Сопоставив эти два факта, ваше мышление сделало логический вывод: «на улице идёт дождь», хотя вы сами капель не видели и не слышали. Это классический пример работы мышления как процесса установления связей.
7
С помощью каких органов чувств мы в первую очередь воспринимаем информацию, читая книгу?

Правильный ответ:

Глаз (зрение)

Пояснение:

Чтение — это процесс распознавания зрительных образов (букв). Наши глаза воспринимают свет, отражённый от страницы, и передают изображение в мозг. Мозг, в свою очередь, расшифровывает эти символы, превращая их в слова и предложения. Хотя при чтении мы можем также чувствовать запах книги или ощущать её страницы пальцами (осязание), основной поток информации поступает именно через орган зрения — глаза. Без зрения чтение обычной книги невозможно.
8
Какой процесс познания позволяет нам узнавать знакомого человека в толпе?

Правильный ответ:

Память

Пояснение:

Узнавание — это одна из важнейших функций памяти. Когда мы видим человека, наши глаза передают его образ в мозг. Мозг сравнивает этот новый образ с теми образами, которые уже хранятся в нашей памяти. Если совпадение найдено, происходит процесс узнавания. Мы вспоминаем, как зовут этого человека, где мы с ним встречались. Без памяти каждый человек и каждый предмет казались бы нам незнакомыми при каждой новой встрече.
9
Что из перечисленного является примером творческой деятельности?

Правильный ответ:

Сочинение стихотворения

Пояснение:

Творчество — это создание нового, уникального продукта. Переход улицы или решение примера — это действия по известным правилам. Запоминание — это работа памяти. А вот сочинение стихотворения — это чистый акт творчества. Человек из известных ему слов создаёт совершенно новые сочетания, рифмы, образы, выражая свои мысли и чувства. В результате появляется то, чего раньше не существовало — новое стихотворение.
10
Какой орган управляет всеми процессами познания: восприятием, памятью, мышлением и воображением?

Правильный ответ:

Головной мозг

Пояснение:

Головной мозг — это главный командный центр нашего организма и основа всей нашей психической деятельности. Именно он получает и обрабатывает сигналы от всех органов чувств (восприятие). В нём хранятся наши воспоминания и знания (память). Он является «местом», где происходят процессы анализа и синтеза информации (мышление). И, наконец, он генерирует новые образы и идеи (воображение). Все процессы познания неразрывно связаны с работой головного мозга.
11
Если вы строите замок из песка, какой познавательный процесс вы используете, чтобы заранее представить, как он будет выглядеть?

Правильный ответ:

Воображение

Пояснение:

Перед тем как начать строить замок из песка, вы сначала создаёте его образ у себя в голове. Вы представляете, какой формы будут башни, где будет находиться мост и стены. Этот процесс создания мысленного образа будущего объекта и есть работа воображения. Оно выступает в роли внутреннего «проектировщика». Память может подсказать, как выглядят настоящие замки, но собрать из этих деталей новый, собственный образ помогает именно воображение.
12
Что из этого является результатом работы мышления?

Правильный ответ:

Умозаключение

Пояснение:

Звук, запах и цвет — это физические явления, которые мы воспринимаем с помощью органов чувств. Это исходная информация для нашего мозга. А умозаключение — это уже продукт обработки этой информации, результат работы мышления. Это новый вывод, который не был дан нам напрямую в ощущениях. Например, увидев мокрый асфальт (восприятие), мы делаем умозаключение: «прошёл дождь». Это и есть результат мыслительной деятельности.
13
Умение отличать сладкое от кислого — это работа органа чувств…

Правильный ответ:

Вкуса

Пояснение:

За распознавание вкуса отвечает специальный орган чувств — язык. На его поверхности расположены вкусовые сосочки, которые способны реагировать на химические вещества, растворённые в слюне. Они передают в мозг сигналы, которые мозг интерпретирует как один из основных вкусов: сладкий, кислый, солёный, горький. Это пример прямого восприятия информации об окружающем мире с помощью органов чувств.
14
Когда учитель просит вас «вспомнить» правило, он обращается к вашей…

Правильный ответ:

Памяти

Пояснение:

Просьба «вспомнить» — это прямой призыв активизировать один из процессов памяти, а именно — воспроизведение. Это означает, что нужно «извлечь» из долговременного хранилища информации ранее заученное правило и воспроизвести его вслух или мысленно. Память работает не только на запоминание, но и на сохранение и последующее воспроизведение. Успешное вспоминание правила говорит о том, что оно было хорошо выучено и сохранено в памяти.
15
Какой познавательный процесс помогает нам классифицировать предметы, например, раскладывать игрушки по группам: машины, куклы, конструкторы?

Правильный ответ:

Мышление

Пояснение:

Классификация — это одна из важнейших мыслительных операций. Сначала мы воспринимаем предметы (игрушки) с помощью зрения и осязания. Затем наше мышление начинает их анализировать: оно находит у одних предметов общие признаки (колёса, руль — это машины), у других — иные (волосы, одежда — это куклы). На основе этих признаков мышление объединяет предметы в группы (классы). Этот процесс упорядочивания информации и есть классификация.
16
Услышав знакомую мелодию по радио, вы сперва её восприняли с помощью слуха, а затем…

Правильный ответ:

Узнали её благодаря памяти

Пояснение:

В этом процессе задействовано несколько этапов познания. Сначала орган слуха (уши) воспринял звуковые волны. Затем эта информация поступила в мозг, который сравнил её с мелодиями, хранящимися в вашей памяти. Как только совпадение было найдено, вы «узнали» мелодию. Это яркий пример совместной работы восприятия и памяти. Воображение или мышление могли бы подключиться позже, если бы вы начали подпевать или размышлять об авторе песни.
17
Какой из органов чувств даёт нам информацию о температуре предмета (горячий он или холодный)?

Правильный ответ:

Кожа (осязание)

Пояснение:

Осязание — это способность воспринимать прикосновения, давление, а также температуру и боль. Органом осязания является кожа, в которой находятся многочисленные нервные окончания — рецепторы. Одни из них реагируют на прикосновение, другие — на температуру. Когда мы дотрагиваемся до чашки с чаем, именно температурные рецепторы в коже пальцев посылают в мозг сигнал «горячо».
18
Мечты о будущих путешествиях в дальние страны — это в первую очередь работа…

Правильный ответ:

Воображения

Пояснение:

Мечта — это яркая форма работы воображения, направленная на создание желаемого будущего. Когда мы мечтаем о путешествии, мы мысленно рисуем картины: море, горы, незнакомые города. Мы представляем себе то, чего ещё не было в нашем реальном опыте. Память может поставлять для этих картин «строительный материал» (образы из фильмов или книг), но сам процесс создания целостного, желанного образа будущего — это работа воображения.
19
Все познавательные процессы (восприятие, память, мышление, воображение) работают…

Правильный ответ:

В тесной взаимосвязи, помогая друг другу

Пояснение:

Процессы познания не изолированы, они постоянно работают вместе, образуя единый поток. Например, чтобы решить задачу (мышление), нужно сначала прочитать её условие (восприятие) и вспомнить нужные формулы (память). Чтобы сочинить сказку (творчество, воображение), нужно вспомнить, как выглядят животные (память), и логично выстроить сюжет (мышление). Познание мира — это сложный, комплексный процесс, где все его составляющие тесно переплетены.
20
Что является первоисточником всех наших знаний об окружающем мире?

Правильный ответ:

Органы чувств и личный опыт

Пояснение:

Хотя мы получаем огромный объём знаний из книг, интернета и от других людей, самым первым и базовым источником информации является наш собственный опыт, полученный через органы чувств. Даже чтобы прочитать книгу, нужно сначала увидеть буквы (зрение). Чтобы понять рассказ взрослого, нужно услышать его речь (слух). Всё человеческое знание в конечном счёте построено на информации, когда-то полученной людьми через восприятие окружающего мира.