Тест по окружающему миру: Как мы познаем мир (3 класс)
Тест по окружающему миру «Как мы познаем мир» для 3 класса — это интерактивная проверочная работа, посвящённая способам познания. Вопросы помогут разобраться в таких понятиях, как восприятие, память, мышление, воображение и творчество, и понять, как органы чувств и мозг работают вместе.
Другое по теме:
1
С чего начинается процесс познания мира человеком?
Правильный ответ:
С работы органов чувствПояснение:
Познание мира начинается с получения первичной информации извне. Эту задачу выполняют наши органы чувств: глаза (зрение), уши (слух), нос (обоняние), язык (вкус) и кожа (осязание). Они, как антенны, улавливают сигналы — свет, звуки, запахи — и передают их в мозг. Этот процесс называется восприятием. Без него мозг не получал бы никаких данных об окружающем мире и дальнейшие процессы, такие как мышление или запоминание, были бы невозможны.2
Какая способность человека позволяет ему сохранять полученную информацию и использовать её в будущем?
Правильный ответ:
ПамятьПояснение:
Память — это наша внутренняя «кладовая» знаний и опыта. Именно благодаря памяти мы можем сохранять информацию, полученную через органы чувств и в результате размышлений. Она позволяет нам накапливать знания, учиться на своих ошибках, узнавать людей и предметы. Когда мы вспоминаем таблицу умножения, дорогу домой или события вчерашнего дня, мы обращаемся именно к своей памяти. Без неё каждое мгновение было бы для нас новым и неизвестным.3
Когда вы читаете книгу и представляете в уме, как выглядят герои и места, где происходят события, какая способность вам в этом помогает?
Правильный ответ:
ВоображениеПояснение:
Воображение — это удивительная способность нашего мозга создавать образы того, чего нет прямо сейчас перед нашими глазами. Когда мы читаем, слова на бумаге служат лишь толчком, а все картины, образы героев, их голоса и окружающую обстановку достраивает наше воображение. Оно позволяет нам мысленно путешествовать, мечтать, представлять будущее. Эта способность тесно связана с творчеством, ведь чтобы что-то создать, нужно сначала это представить.4
Анализ информации, сравнение предметов, установление связей между явлениями и умение делать выводы — это всё проявления…
Правильный ответ:
МышленияПояснение:
Мышление — это активный процесс обработки информации, которую мы получили через органы чувств и храним в памяти. Это не простое запоминание, а именно работа с данными. Когда мы сравниваем два предмета, ища сходства и различия, когда решаем задачу, когда по тучам на небе делаем вывод, что скоро пойдёт дождь, — мы задействуем мышление. Оно помогает нам понимать причины и следствия явлений, находить решения и делать умозаключения.5
Какой познавательный процесс лежит в основе творчества — создания чего-то нового?
Правильный ответ:
ВоображениеПояснение:
Творчество — это процесс создания чего-то оригинального, чего раньше не существовало. Это может быть рисунок, мелодия, сказка или новое изобретение. Основой для любого творчества служит воображение. Прежде чем нарисовать картину, художник представляет её в уме. Прежде чем построить дом, архитектор создаёт его образ в своём воображении. Воображение позволяет нам комбинировать известные образы, создавая из них совершенно новые и уникальные.6
Вы посмотрели в окно и увидели, что люди идут под зонтами. Вы сделали вывод, что на улице идёт дождь. Какой процесс познания вы использовали, чтобы сделать вывод?
Правильный ответ:
МышлениеПояснение:
В данной ситуации вы использовали именно мышление. Ваши глаза (орган чувств) передали в мозг информацию: «люди с зонтами». Затем ваше мышление обработало этот факт. Оно обратилось к памяти, где хранится знание: «зонты используют во время дождя». Сопоставив эти два факта, ваше мышление сделало логический вывод: «на улице идёт дождь», хотя вы сами капель не видели и не слышали. Это классический пример работы мышления как процесса установления связей.7
С помощью каких органов чувств мы в первую очередь воспринимаем информацию, читая книгу?
Правильный ответ:
Глаз (зрение)Пояснение:
Чтение — это процесс распознавания зрительных образов (букв). Наши глаза воспринимают свет, отражённый от страницы, и передают изображение в мозг. Мозг, в свою очередь, расшифровывает эти символы, превращая их в слова и предложения. Хотя при чтении мы можем также чувствовать запах книги или ощущать её страницы пальцами (осязание), основной поток информации поступает именно через орган зрения — глаза. Без зрения чтение обычной книги невозможно.8
Какой процесс познания позволяет нам узнавать знакомого человека в толпе?
Правильный ответ:
ПамятьПояснение:
Узнавание — это одна из важнейших функций памяти. Когда мы видим человека, наши глаза передают его образ в мозг. Мозг сравнивает этот новый образ с теми образами, которые уже хранятся в нашей памяти. Если совпадение найдено, происходит процесс узнавания. Мы вспоминаем, как зовут этого человека, где мы с ним встречались. Без памяти каждый человек и каждый предмет казались бы нам незнакомыми при каждой новой встрече.9
Что из перечисленного является примером творческой деятельности?
Правильный ответ:
Сочинение стихотворенияПояснение:
Творчество — это создание нового, уникального продукта. Переход улицы или решение примера — это действия по известным правилам. Запоминание — это работа памяти. А вот сочинение стихотворения — это чистый акт творчества. Человек из известных ему слов создаёт совершенно новые сочетания, рифмы, образы, выражая свои мысли и чувства. В результате появляется то, чего раньше не существовало — новое стихотворение.10
Какой орган управляет всеми процессами познания: восприятием, памятью, мышлением и воображением?
Правильный ответ:
Головной мозгПояснение:
Головной мозг — это главный командный центр нашего организма и основа всей нашей психической деятельности. Именно он получает и обрабатывает сигналы от всех органов чувств (восприятие). В нём хранятся наши воспоминания и знания (память). Он является «местом», где происходят процессы анализа и синтеза информации (мышление). И, наконец, он генерирует новые образы и идеи (воображение). Все процессы познания неразрывно связаны с работой головного мозга.11
Если вы строите замок из песка, какой познавательный процесс вы используете, чтобы заранее представить, как он будет выглядеть?
Правильный ответ:
ВоображениеПояснение:
Перед тем как начать строить замок из песка, вы сначала создаёте его образ у себя в голове. Вы представляете, какой формы будут башни, где будет находиться мост и стены. Этот процесс создания мысленного образа будущего объекта и есть работа воображения. Оно выступает в роли внутреннего «проектировщика». Память может подсказать, как выглядят настоящие замки, но собрать из этих деталей новый, собственный образ помогает именно воображение.12
Что из этого является результатом работы мышления?
Правильный ответ:
УмозаключениеПояснение:
Звук, запах и цвет — это физические явления, которые мы воспринимаем с помощью органов чувств. Это исходная информация для нашего мозга. А умозаключение — это уже продукт обработки этой информации, результат работы мышления. Это новый вывод, который не был дан нам напрямую в ощущениях. Например, увидев мокрый асфальт (восприятие), мы делаем умозаключение: «прошёл дождь». Это и есть результат мыслительной деятельности.13
Умение отличать сладкое от кислого — это работа органа чувств…
Правильный ответ:
ВкусаПояснение:
За распознавание вкуса отвечает специальный орган чувств — язык. На его поверхности расположены вкусовые сосочки, которые способны реагировать на химические вещества, растворённые в слюне. Они передают в мозг сигналы, которые мозг интерпретирует как один из основных вкусов: сладкий, кислый, солёный, горький. Это пример прямого восприятия информации об окружающем мире с помощью органов чувств.14
Когда учитель просит вас «вспомнить» правило, он обращается к вашей…
Правильный ответ:
ПамятиПояснение:
Просьба «вспомнить» — это прямой призыв активизировать один из процессов памяти, а именно — воспроизведение. Это означает, что нужно «извлечь» из долговременного хранилища информации ранее заученное правило и воспроизвести его вслух или мысленно. Память работает не только на запоминание, но и на сохранение и последующее воспроизведение. Успешное вспоминание правила говорит о том, что оно было хорошо выучено и сохранено в памяти.15
Какой познавательный процесс помогает нам классифицировать предметы, например, раскладывать игрушки по группам: машины, куклы, конструкторы?
Правильный ответ:
МышлениеПояснение:
Классификация — это одна из важнейших мыслительных операций. Сначала мы воспринимаем предметы (игрушки) с помощью зрения и осязания. Затем наше мышление начинает их анализировать: оно находит у одних предметов общие признаки (колёса, руль — это машины), у других — иные (волосы, одежда — это куклы). На основе этих признаков мышление объединяет предметы в группы (классы). Этот процесс упорядочивания информации и есть классификация.16
Услышав знакомую мелодию по радио, вы сперва её восприняли с помощью слуха, а затем…
Правильный ответ:
Узнали её благодаря памятиПояснение:
В этом процессе задействовано несколько этапов познания. Сначала орган слуха (уши) воспринял звуковые волны. Затем эта информация поступила в мозг, который сравнил её с мелодиями, хранящимися в вашей памяти. Как только совпадение было найдено, вы «узнали» мелодию. Это яркий пример совместной работы восприятия и памяти. Воображение или мышление могли бы подключиться позже, если бы вы начали подпевать или размышлять об авторе песни.17
Какой из органов чувств даёт нам информацию о температуре предмета (горячий он или холодный)?
Правильный ответ:
Кожа (осязание)Пояснение:
Осязание — это способность воспринимать прикосновения, давление, а также температуру и боль. Органом осязания является кожа, в которой находятся многочисленные нервные окончания — рецепторы. Одни из них реагируют на прикосновение, другие — на температуру. Когда мы дотрагиваемся до чашки с чаем, именно температурные рецепторы в коже пальцев посылают в мозг сигнал «горячо».18
Мечты о будущих путешествиях в дальние страны — это в первую очередь работа…
Правильный ответ:
ВоображенияПояснение:
Мечта — это яркая форма работы воображения, направленная на создание желаемого будущего. Когда мы мечтаем о путешествии, мы мысленно рисуем картины: море, горы, незнакомые города. Мы представляем себе то, чего ещё не было в нашем реальном опыте. Память может поставлять для этих картин «строительный материал» (образы из фильмов или книг), но сам процесс создания целостного, желанного образа будущего — это работа воображения.19
Все познавательные процессы (восприятие, память, мышление, воображение) работают…
Правильный ответ:
В тесной взаимосвязи, помогая друг другуПояснение:
Процессы познания не изолированы, они постоянно работают вместе, образуя единый поток. Например, чтобы решить задачу (мышление), нужно сначала прочитать её условие (восприятие) и вспомнить нужные формулы (память). Чтобы сочинить сказку (творчество, воображение), нужно вспомнить, как выглядят животные (память), и логично выстроить сюжет (мышление). Познание мира — это сложный, комплексный процесс, где все его составляющие тесно переплетены.20
Что является первоисточником всех наших знаний об окружающем мире?



