найти
Пароль
войти
Тест по окружающему миру: Способы изучения природы (3 класс) Тест по окружающему миру: Способы изучения природы (3 класс)

Тест по окружающему миру: Способы изучения природы (3 класс)

Тест по окружающему миру «Способы изучения природы» для 3 класса — это интерактивная проверочная работа, посвящённая основным методам исследования окружающего мира. Вопросы охватывают такие способы познания, как наблюдение, опыт и измерение, а также знакомят с простыми измерительными приборами.

Другое по теме:

1
Способ изучения природы, когда исследователь следит за каким-либо объектом или явлением, не вмешиваясь в него.

Правильный ответ:

Наблюдение

Пояснение:

Наблюдение — это один из самых первых и важных способов изучения мира. Суть этого метода в том, чтобы внимательно и целенаправленно следить за объектом или явлением (например, за ростом растения, поведением птиц, изменением погоды), но при этом никак не влиять на него. Исследователь просто смотрит, слушает, записывает или зарисовывает увиденное. Это позволяет собрать информацию о том, как всё происходит в естественных условиях, без вмешательства человека.

2
Какой способ изучения природы предполагает, что учёный сам создаёт специальные условия, чтобы проверить какую-либо догадку?

Правильный ответ:

Опыт

Пояснение:

Опыт (или эксперимент) — это активный метод исследования. В отличие от наблюдения, где учёный просто смотрит, в опыте он сам создаёт определённые условия и целенаправленно воздействует на изучаемый объект. Например, чтобы узнать, растворяется ли соль в воде, нужно взять стакан с водой, насыпать туда соль и перемешать. Проводя опыт, исследователь проверяет свои предположения и получает новые знания о свойствах предметов и явлений.

3
С помощью какого прибора измеряют температуру воздуха, воды или тела человека?

Правильный ответ:

Термометр

Пояснение:

Термометр (или градусник) — это измерительный прибор, предназначенный специально для определения температуры. Он работает по принципу расширения жидкости (спирта или ртути) или изменения свойств других материалов при нагревании и охлаждении. Шкала термометра размечена в градусах (в России это градусы Цельсия). С его помощью мы можем точно узнать, насколько тепло или холодно на улице, какова температура воды в реке или есть ли у человека жар.

4
Если ученик хочет узнать, какие предметы притягиваются магнитом, а какие нет, какой способ изучения ему лучше всего использовать?

Правильный ответ:

Провести опыт

Пояснение:

Чтобы проверить, какие предметы притягивает магнит, нужно действовать активно. Простое наблюдение за магнитом ничего не даст. Необходимо взять магнит и поочерёдно подносить его к разным предметам: железному гвоздю, деревянному кубику, пластиковой ложке, бумажной скрепке. Такое целенаправленное действие для проверки своей догадки и есть опыт. По результатам опыта можно будет сделать вывод, что магнит притягивает только некоторые металлы.

5
Какой метод познания мира позволяет получить точные числовые данные о размере, весе или температуре объекта?

Правильный ответ:

Измерение

Пояснение:

Измерение — это способ изучения, который даёт нам точную количественную характеристику объекта. Если мы просто посмотрим на стол (наблюдение), мы скажем, что он длинный. Но если мы возьмём линейку или рулетку и приложим к столу, мы получим точную длину, например, 120 сантиметров. Измерение всегда проводится с помощью специальных приборов (линейки, весов, термометра, часов) и позволяет сравнивать объекты между собой по точным числовым значениям.

6
Ученик ведёт дневник погоды и каждый день записывает в него температуру воздуха, направление ветра и наличие осадков. Какой основной способ изучения природы он использует?

Правильный ответ:

Наблюдение

Пояснение:

Ведение дневника погоды — это классический пример длительного наблюдения. Ученик регулярно следит за природными явлениями (облачностью, осадками, ветром) и фиксирует свои наблюдения. Он не создаёт погоду сам, а лишь регистрирует то, что происходит в природе. Хотя при этом он может использовать и измерение (например, записывая показания термометра), основным, объединяющим все эти действия методом является именно наблюдение за изменениями в природе.

7
С помощью какого прибора можно измерить вес яблока или пачки сахара?

Правильный ответ:

Весы

Пояснение:

Весы — это измерительный прибор, который используется для определения массы (в быту мы говорим «веса») предметов. Существуют разные виды весов: пружинные, электронные, рычажные. Положив на чашу весов яблоко, мы можем узнать его массу в граммах или килограммах. Линейка измеряет длину, термометр — температуру, а компас указывает направление. Для определения веса подходят только весы.

8
Учёный-биолог хочет изучить поведение муравьёв в муравейнике, не разрушая его. Какой способ исследования он выберет?

Правильный ответ:

Наблюдение

Пояснение:

Чтобы изучить естественное поведение животных, не нарушая их образ жизни, лучшим методом является наблюдение. Учёный будет часами сидеть возле муравейника, фиксировать, как муравьи строят свой дом, добывают пищу, общаются друг с другом. Любое вмешательство, такое как разрушение муравейника или проведение опытов, изменит их поведение и не позволит получить достоверные данные. Поэтому в данном случае подходит только пассивное, но внимательное наблюдение.

9
Какой измерительный инструмент понадобится, чтобы узнать длину карандаша или ширину тетради?

Правильный ответ:

Линейка

Пояснение:

Линейка — это самый простой и распространённый инструмент для измерения длины небольших предметов. На неё нанесена шкала с делениями, обычно в сантиметрах и миллиметрах. Чтобы измерить длину карандаша, нужно приложить к нему линейку так, чтобы один её конец совпал с отметкой «0», и посмотреть, у какого деления на шкале находится другой конец. Весы измеряют массу, а термометр — температуру, для измерения длины они не подходят.

10
Ученица хочет выяснить, в какой воде (холодной или тёплой) быстрее растворится сахар. Что ей нужно сделать?

Правильный ответ:

Провести опыт с двумя стаканами воды

Пояснение:

Чтобы ответить на этот вопрос, необходимо провести сравнительный опыт. Нужно взять два одинаковых стакана, налить в один холодную воду, а в другой — тёплую. Затем одновременно опустить в оба стакана по одинаковому кусочку сахара и наблюдать, в каком из стаканов он растворится быстрее. Такое целенаправленное создание разных условий (разная температура воды) для проверки предположения и есть опыт. Простое наблюдение за сахаром не даст ответа на вопрос.

11
Что из перечисленного НЕ является способом изучения природы?

Правильный ответ:

Рисование выдуманных животных

Пояснение:

Наблюдение, опыт и измерение — это научные способы познания окружающего мира, которые помогают получить достоверные знания о реальных объектах и явлениях. Рисование выдуманных, несуществующих животных является проявлением фантазии и творчества. Этот процесс не направлен на изучение реальной природы и не даёт новых знаний о ней. Поэтому, в отличие от остальных вариантов, это не способ изучения природы, а вид искусства.

12
Для чего учёные используют такой способ познания, как измерение?

Правильный ответ:

Чтобы получить точные данные и иметь возможность сравнивать объекты

Пояснение:

Измерение необходимо для получения точных, количественных данных об изучаемых объектах. Слова «большой» или «тёплый» могут пониматься по-разному, а числа — нет. Когда мы говорим, что глубина реки 2 метра, а ручья — 20 сантиметров, мы можем точно их сравнить. Точные данные позволяют учёным делать правильные выводы, проверять гипотезы и открывать законы природы. Без измерений современная наука была бы невозможна.

13
Какой измерительный прибор используется для определения промежутков времени?

Правильный ответ:

Часы или секундомер

Пояснение:

Для измерения времени человек изобрёл специальные приборы. В повседневной жизни мы используем часы, чтобы узнавать, который час, или сколько минут длится урок. В спорте или при проведении научных опытов, где важна высокая точность, используют секундомер, который позволяет измерять время до долей секунды. Рулетка измеряет длину, мензурка — объём жидкости, а барометр — атмосферное давление. Для времени нужны именно часы или секундомер.

14
В чём главное отличие опыта от наблюдения?

Правильный ответ:

При наблюдении человек не вмешивается, а в опыте — активно действует

Пояснение:

Это ключевое различие между двумя методами. При наблюдении исследователь занимает позицию пассивного зрителя. Он просто смотрит, слушает и фиксирует то, что происходит само по себе. В опыте (эксперименте) исследователь сам становится активным участником. Он создаёт специальные условия, изменяет их, воздействует на объект, чтобы увидеть, как тот отреагирует. То есть, наблюдение — это «подсматривание» за природой, а опыт — это «задавание ей вопросов».

15
Что из этого является примером опыта (эксперимента)?

Правильный ответ:

Помещение веточки в воду, чтобы проверить, появятся ли корни

Пояснение:

Помещение веточки в воду — это целенаправленное действие, которое совершается для проверки гипотезы: «Даст ли веточка корни в воде?». Человек сам создаёт условия (ставит веточку в банку с водой) и затем наблюдает за результатом. Это и есть суть опыта. Зарисовка облаков и прослушивание пения птиц — это примеры наблюдения, так как человек не влияет на эти явления. Просмотр фильма — это получение готовой информации, а не самостоятельное исследование.