Тест по окружающему миру: Жизнь леса (4 класс)
Тест по окружающему миру «Жизнь леса» для 4 класса — это интерактивная проверочная работа о лесе как о сложном природном сообществе. Вопросы охватывают ярусы леса, его обитателей, пищевые цепи, роль грибов и бактерий, а также взаимосвязи между живой и неживой природой в лесном мире.
Другое по теме:
1
Что является главной отличительной чертой любого леса?
Правильный ответ:
Наличие деревьевПояснение:
Лес — это прежде всего территория, на которой преобладающей формой растительности являются деревья. Именно высокие древесные кроны создают особый микроклимат, формируют ярусы и служат основой для всего лесного сообщества. Хотя в лесу также растут кустарники, травы, мхи, обитают животные и грибы, без деревьев эта территория не будет считаться лесом. Она может быть лугом, степью или болотом, но лесом — никогда.2
Как называется природное сообщество, в котором все живые организмы (растения, животные, грибы, бактерии) тесно взаимосвязаны?
Правильный ответ:
ЭкосистемаПояснение:
Экосистема (или природное сообщество) — это единство живых организмов и среды их обитания, в котором они связаны друг с другом круговоротом веществ и потоком энергии. Лес является классическим примером экосистемы. В нём растения создают пищу, животные её потребляют и распространяют семена, а грибы и бактерии разлагают отмершие остатки, возвращая питательные вещества в почву. Все компоненты зависят друг от друга.3
Какую важнейшую роль в жизни леса выполняют бактерии и дождевые черви, живущие в почве?
Правильный ответ:
Разлагают опавшие листья и останки животных, создавая перегнойПояснение:
Эта группа организмов называется редуцентами, или «разрушителями». Без них лес превратился бы в огромную свалку из сухих веток, опавших листьев и погибших животных. Бактерии, грибы, дождевые черви и личинки насекомых перерабатывают эти органические остатки. В результате их деятельности образуется перегной (гумус) — самое плодородное вещество в почве, богатое питательными элементами. Эти элементы затем снова используются растениями для роста.4
Какая из этих пищевых цепей правильно составлена для лесного сообщества?
Правильный ответ:
Кора осины → заяц → лисаПояснение:
Пищевая цепь всегда начинается с производителя (продуцента) — растения, которое создаёт органические вещества. В данном случае это кора осины. Затем идёт потребитель первого порядка (консумент) — растительноядное животное, которое питается этим растением, — заяц. Завершает цепь потребитель второго порядка — хищник, который охотится на растительноядное животное, — лиса. Остальные цепи построены с нарушением этого порядка.5
Как называется самый нижний «этаж», или ярус, в лесу, состоящий из мхов и лишайников?
Правильный ответ:
Мохово-лишайниковый ярусПояснение:
Лес имеет чёткую вертикальную структуру, или ярусность. Самый нижний ярус, расположенный прямо на почве и у основания стволов деревьев, образуют мхи и лишайники. Эти растения очень неприхотливы и могут расти в условиях сильного затенения, куда доходит очень мало солнечного света. Этот ярус играет важную роль в удержании влаги в почве. Выше него располагаются травянистый и кустарниковый ярусы.6
Какую пользу приносят деревьям грибы, грибница которых оплетает их корни?
Правильный ответ:
Помогают всасывать из почвы воду и минеральные веществаПояснение:
Это удивительное содружество называется микориза, или «грибокорень». Тонкие нити грибницы (гифы) гораздо тоньше корневых волосков и способны проникать в мельчайшие поры почвы. Они всасывают воду и труднодоступные для дерева минеральные соли, а затем делятся ими с деревом. Взамен гриб получает от дерева готовые органические вещества (сахара), которые он сам производить не может. Так они помогают друг другу выживать.7
Какой ярус в лесу образован такими растениями, как малина, орешник (лещина), крушина и шиповник?
Правильный ответ:
Кустарниковый (подлесок)Пояснение:
Кустарниковый ярус, или подлесок, — это «второй этаж» леса. Он расположен под кронами высоких деревьев и состоит из кустарников — многолетних растений с несколькими одревесневшими стволиками, растущими от одного корня. Орешник, малина, бузина, жимолость — типичные представители этого яруса. Они создают укрытие для многих птиц и мелких животных, а их плоды и ягоды служат им пищей.8
Что такое «лесная подстилка»?
Правильный ответ:
Слой опавших листьев, веток и других растительных остатков на поверхности почвыПояснение:
Лесная подстилка — это важнейший компонент лесной экосистемы. Она представляет собой слой мёртвой органики на поверхности почвы: опавшие осенью листья, хвоя, отмершие веточки, шишки, остатки трав. Эта подстилка служит домом для множества мелких организмов (насекомых, червей, бактерий, грибов), защищает почву от пересыхания и промерзания, а главное — постепенно перегнивая, она становится источником питательных веществ для растений.9
Какая птица, питаясь желудями, часто прячет их в лесной подстилке, а потом забывает, тем самым помогая дубам расселяться?
Правильный ответ:
СойкаПояснение:
Сойка — красивая и сообразительная птица, которую называют «хранительницей дубрав». Осенью она активно собирает жёлуди, делая запасы на зиму. Часть она съедает сразу, а многие прячет в мох, под корни деревьев, в лесную подстилку. За зиму сойка находит не все свои «клады». Весной забытые жёлуди, оказавшись в благоприятных условиях, прорастают, давая жизнь новым дубкам. Так птица, заботясь о себе, невольно выполняет работу лесовода.10
Какое животное называют «санитаром леса», потому что оно охотится в первую очередь на больных и ослабленных животных?
Правильный ответ:
ВолкПояснение:
Хищники играют очень важную роль в поддержании здоровья экосистемы. Волк, являясь крупным хищником, выполняет функцию природного санитара. Ему проще поймать больное, старое или ослабленное животное, чем здоровое и сильное. Уничтожая таких особей, волки предотвращают распространение болезней в популяциях копытных (лосей, оленей) и способствуют выживанию наиболее здоровых и сильных животных, то есть проводят естественный отбор.11
К какой группе лесных обитателей относятся производители (продуценты), которые сами создают для себя пищу из солнечного света, воды и углекислого газа?
Правильный ответ:
Растения (деревья, кустарники, травы)Пояснение:
Производителями, или продуцентами, в любой экосистеме являются зелёные растения. Благодаря хлорофиллу в своих листьях они способны к фотосинтезу — уникальному процессу создания органических веществ (сахаров) из неорганических (углекислого газа и воды) с использованием энергии солнечного света. Эти созданные вещества служат пищей как для самого растения, так и для всех остальных обитателей леса — животных, грибов и бактерий.12
Какое из этих деревьев относится к хвойным?
Правильный ответ:
ЕльПояснение:
Все деревья делятся на лиственные и хвойные. У лиственных деревьев, таких как берёза, дуб, клён, листья имеют вид пластинок, которые они сбрасывают на зиму. У хвойных деревьев листья видоизменены в иголки (хвою) или чешуйки. Ель — типичное хвойное дерево с короткой четырёхгранной хвоей. Другие примеры хвойных деревьев — сосна, лиственница, пихта, кедр. Большинство из них остаются зелёными круглый год.13
Какое животное не является типичным обитателем лесной зоны России?
Правильный ответ:
ВерблюдПояснение:
Бурый медведь, рысь и кабан — это типичные представители фауны лесов России. Они прекрасно приспособлены к жизни в лесной чаще, где находят пищу и укрытие. Верблюд же является обитателем совершенно других природных зон — пустынь и полупустынь. Его организм приспособлен к жизни в условиях жары, засухи и отсутствия густой растительности. В лесу верблюд не смог бы выжить, так как не нашёл бы подходящего корма и условий для жизни.14
Что из перечисленного относится к неживой природе, от которой зависит жизнь лесного сообщества?
Правильный ответ:
Солнечный свет, воздух, вода и почваПояснение:
Лесная экосистема состоит из двух неразрывных частей: живой природы (биоценоз) и неживой природы (биотоп). К живой природе относятся все организмы: растения, животные, грибы. К неживой природе относятся факторы среды, без которых жизнь невозможна: энергия солнечного света (необходимая для фотосинтеза), воздух (для дыхания), вода, а также почва как субстрат, в котором закрепляются растения и живут многие организмы.15
Какая птица выдалбливает в стволах деревьев дупла, в которых потом могут селиться другие мелкие птицы и зверьки?
Правильный ответ:
ДятелПояснение:
Дятла называют «лесным доктором» и «строителем». С помощью своего крепкого долотообразного клюва он не только добывает из-под коры насекомых-вредителей, но и выдалбливает в стволах деревьев дупла для гнездования. Каждый год дятел обычно строит новое дупло, а старые остаются «свободными квартирами». В них с удовольствием селятся другие птицы-дуплогнёздники (синицы, мухоловки, поползни) и даже мелкие зверьки, такие как белки или летучие мыши.16
Как называется тип леса, в котором растут и хвойные (ель, сосна), и лиственные (берёза, осина) деревья?
Правильный ответ:
Смешанный лесПояснение:
Смешанный лес — это переходная зона между тайгой (тёмнохвойными лесами) и широколиственными лесами. В нём совместно произрастают представители обеих групп: ели и сосны соседствуют с берёзами, осинами, клёнами. Такое разнообразие древесных пород создаёт более богатую и сложную экосистему с большим количеством видов животных и растений по сравнению с чисто хвойными или чисто лиственными лесами.17
К какой группе животных по типу питания относится лось, пищей которому служат ветки, кора и листья деревьев?
Правильный ответ:
К растительнояднымПояснение:
Все животные делятся на группы по типу питания. Растительноядные животные (фитофаги) питаются исключительно растительной пищей. Лось, или сохатый, — крупнейший представитель семейства оленевых и типичное растительноядное животное лесной зоны. Его рацион составляют побеги и кора деревьев и кустарников, листья, мхи, лишайники и водные растения. Хищники (лиса, волк) питаются другими животными, а всеядные (медведь, кабан) едят и растительную, и животную пищу.18
Какое явление в жизни лиственного леса происходит осенью и помогает деревьям пережить зиму?
Правильный ответ:
ЛистопадПояснение:
Листопад — это естественный процесс сбрасывания листьев лиственными деревьями и кустарниками перед наступлением холодов. Это важное приспособление для выживания зимой. Во-первых, оно сокращает испарение влаги, которой зимой не хватает. Во-вторых, защищает ветви от обламывания под тяжестью налипшего снега. В-третьих, вместе с листьями дерево избавляется от накопившихся в них вредных веществ. Опавшие листья затем образуют лесную подстилку.19
Какую роль в распространении семян рябины или черёмухи играют птицы, например, дрозды?
Правильный ответ:
Они съедают ягоды, а семена разносят с помётомПояснение:
Это пример взаимовыгодных отношений (симбиоза) между растениями и животными. Птиц привлекают яркие и сочные плоды. Поедая ягоды, они съедают мякоть, а твёрдые семена, защищённые плотной оболочкой, проходят через их пищеварительную систему неповреждёнными. Перелетая с места на место, птица выбрасывает семена вместе с помётом, который служит ещё и первым удобрением. Так растение «путешествует» и расселяется на новые территории, порой очень далёкие от материнского дерева.20
Что такое тайга?



