
Тест по поэме Пушкина «Цыганы»
Тест по поэме Пушкина «Цыганы» — это проверочная работа, рассчитанная на учащихся 8-9 класса. Вопросы охватывают знание сюжета, характеристик главных героев (Алеко, Земфиры, старика), понимание ключевых тем произведения: конфликта цивилизации и природы, свободы, любви и ревности. Проверьте себя!
Другое по теме:
Правильный ответ:
В БессарабииПояснение:
Действие поэмы разворачивается в Бессарабии, о чем говорится в первой же строке: «Цыганы шумною толпой / По Бессарабии кочуют». Этот регион, расположенный между реками Днестр и Прут, в то время был частью Российской империи. Для Пушкина, находившегося в южной ссылке, Бессарабия стала символом вольного, экзотического мира, противопоставленного душной неволе «цивилизованного» общества. Выбор именно этой местности подчеркивает романтический колорит произведения и стремление автора и его героя к свободе.
Правильный ответ:
АлекоПояснение:
Главного героя, беглеца из «цивилизованного» мира, зовут Алеко. Он — типичный романтический герой, разочарованный в обществе, его законах и нравах, ищущий спасения и истинной свободы на лоне природы среди «детей вольности». Земфира представляет его своему отцу со словами: «Его зовут Алеко — он / Готов идти за мною всюду». Его имя, нетипичное для русского дворянина, подчеркивает его отчужденность от привычного мира и стремление к новой идентичности в цыганском таборе.
Правильный ответ:
«Его преследует закон»Пояснение:
Представляя Алеко своему отцу, Земфира прямо говорит: «Он хочет быть как мы цыганом; / Его преследует закон». Эта фраза сразу создает образ Алеко как бунтаря, отвергнутого обществом и находящегося вне правового поля. Конфликт с законом является формальной причиной его бегства, однако истинные мотивы глубже — это духовное неприятие «неволи душных городов», где, по его словам, «любви стыдятся, мысли гонят, / Торгуют волею своей».
Правильный ответ:
ЗемфираПояснение:
Алеко в табор приводит молодая цыганка Земфира, дочь старика. Она находит его в степи и приводит к отцу со словами: «Отец мой, — дева говорит, — / Веду я гостя; за курганом / Его в пустыне я нашла / И в табор на ночь зазвала». Этот момент является завязкой сюжета. Земфира становится для Алеко проводником в мир цыганской вольности, а их вспыхнувшая любовь — основой его новой жизни и, в конечном счете, причиной будущей трагедии.
Правильный ответ:
Гадать и ворожитьПояснение:
Старый цыган, принимая Алеко, предлагает ему традиционные для табора занятия: «Примись за промысел любой: / Железо куй — иль песни пой / И селы обходи с медведем». Гадание и ворожба в этом перечне не упоминаются. Предложенные ремесла характеризуют быт цыган как людей труда, хоть и кочевого. Алеко выбирает путь артиста — вместе со стариком и Земфирой он водит по селениям медведя, зарабатывая на жизнь представлениями.
Правильный ответ:
Торгуют волей и просят денег и цепейПояснение:
В своем страстном монологе, обращенном к Земфире, Алеко рисует мрачную картину цивилизованного мира: «Там люди, в кучах за оградой, / Не дышат утренней прохладой… / Любви стыдятся, мысли гонят, / Торгуют волею своей, / Главы пред идолами клонят / И просят денег да цепей». Этот монолог — квинтэссенция романтического мировоззрения, где городская цивилизация предстает тюрьмой, лишающей человека естественности, свободы и искренних чувств. Именно от этой фальши и несвободы и бежит герой.
Правильный ответ:
О сосланном царем поэтеПояснение:
Старик рассказывает предание о «полудня жителе», сосланном в их края царем. Этот изгнанник обладал «песен дивным даром», но так и не смог привыкнуть к вольной, но бедной жизни, тосковал по своему «дальнему граду» и завещал перенести его кости на юг. В этом образе легко угадывается ссылка на древнеримского поэта Овидия, сосланного в Причерноморье. Эта история служит предостережением для Алеко: человек, воспитанный в иной культуре, не всегда может обрести счастье в «дикой доле», даже если она кажется ему идеалом свободы.
Правильный ответ:
Больше годаПояснение:
В поэме указан точный срок, который Алеко провел в таборе до начала основного конфликта: «Прошло два лета. Так же бродят / Цыганы мирною толпой… / Презрев оковы просвещенья, / Алеко волен, как они». За эти два года он, казалось бы, полностью свыкся с цыганской жизнью, «к бытью цыганскому привык». Однако этот срок оказывается недостаточным, чтобы изменить его внутреннюю сущность, его собственнические инстинкты и эгоизм, которые в итоге и приводят к трагической развязке.
Правильный ответ:
«Старый муж, грозный муж, режь меня, жги меня…»Пояснение:
Земфира поет дерзкую и провокационную песню: «Старый муж, грозный муж, / Режь меня, жги меня: / Я тверда; не боюсь / Ни ножа, ни огня. / Ненавижу тебя, / Презираю тебя; / Я другого люблю, / Умираю любя». Эта песня — открытый вызов Алеко, которого она называет «старым мужем», и декларация своей свободы в любви. Она прямо заявляет о новом возлюбленном, чем пробуждает в Алеко ревность и гнев, запуская цепь трагических событий.
Правильный ответ:
Его жена МариулаПояснение:
Услышав песню Земфиры, старик вспоминает: «Так, помню, помню — песня эта / Во время наше сложена… / Кочуя на степях Кагула, / Ее, бывало, в зимню ночь / Моя певала Мариула, / Перед огнем качая дочь». Мариула — это его бывшая возлюбленная и мать Земфиры. То, что эту песню о нелюбви к «старому мужу» пела его собственная жена, которая позже его покинула, придает ситуации горькую иронию и предвещает повторение судьбы в следующем поколении.
Правильный ответ:
Она ушла с другим табором, бросив мужа и дочьПояснение:
Старик рассказывает Алеко свою личную трагедию: его возлюбленная Мариула ушла от него. Однажды, встретив чужой табор, она влюбилась в другого и, «брося маленькую дочь, / Ушла за ними». Эта история является ключевой для понимания цыганского взгляда на любовь и свободу. Старик пережил горе, но смирился, признавая, что любовь нельзя удержать силой. Он пытается донести эту мудрость до Алеко, но тот оказывается неспособен ее принять.
Правильный ответ:
Он возмутился, что старик не отомстилПояснение:
Реакция Алеко на рассказ старика о покинувшей его Мариуле раскрывает его истинную натуру. Он не понимает и не принимает смирения старика. Вместо сочувствия он восклицает: «Да как же ты не поспешил / Тотчас вослед неблагодарной / И хищникам и ей коварной / Кинжала в сердце не вонзил?». В этом вопросе — вся суть Алеко. Он не признает свободы другого человека в любви, считая измену преступлением, заслуживающим кровавой мести. Он заявляет о своих «правах», от которых не откажется.
Правильный ответ:
Любовь свободна, как птица, и ее нельзя удержатьПояснение:
Старый цыган является носителем народной мудрости и философии «естественного человека». На вопрос Алеко о мести он отвечает: «К чему? вольнее птицы младость; / Кто в силах удержать любовь? / Чредою всем дается радость; / Что было, то не будет вновь». Для него любовь — это стихийное, свободное чувство, которое приходит и уходит. Попытка удержать его силой бессмысленна и противоречит законам природы. Он сравнивает сердце девы с вольной луной, которую нельзя заставить светить в одно место.
Правильный ответ:
За курганом над могилойПояснение:
Земфира назначает свидание молодому цыгану в зловещем месте: «Сегодня, как зайдет луна, / Там, за курганом над могилой…». Этот выбор места неслучаен и символичен. Могила в степи — это пространство, связанное со смертью. Назначая свидание именно там, героиня бессознательно предрекает трагический финал своей любви. Это место становится сценой для кульминации драмы — убийства, которое совершит Алеко, застав влюбленных «над обесславленной могилой».
Правильный ответ:
Убивает и Земфиру, и ее любовникаПояснение:
Обнаружив Земфиру с молодым цыганом, Алеко приходит в ярость и совершает двойное убийство. Сначала он вонзает нож в юношу со словами «Лежи!», а затем, несмотря на проклятия Земфиры, убивает и ее. Его поступок — это прямое следствие его эгоистической философии, которую он ранее изложил старику. Он считает себя вправе распоряжаться жизнью и чувствами другого человека и вершит свою кровавую месть, не в силах смириться с тем, что его «права» на любовь были нарушены.
Правильный ответ:
«Умру любя…»Пояснение:
Перед лицом смерти, когда Алеко заносит над ней нож, Земфира не просит пощады и не отрекается от своих чувств. Ее последние слова — «Умру любя…» — становятся гимном свободной любви. Даже умирая, она утверждает свое право любить того, кого выбрало ее сердце. Эти слова окончательно доказывают, что ее дух не сломлен, и подчеркивают непреодолимую пропасть между ее пониманием вольности и эгоистической «волей» Алеко, которая требует подчинения и не терпит свободы другого.
Правильный ответ:
Изгнали его из табораПояснение:
Цыгане, «дикий» народ, у которого «нет законов», выносят Алеко свой приговор. Они не мстят и не казнят, так как их мирный уклад не приемлет насилия: «Мы не терзаем, не казним — / Не нужно крови нам и стонов». Их наказание — изгнание. Они оставляют его одного в степи, потому что не могут жить с убийцей. Этот приговор оказывается для Алеко страшнее смерти, так как обрекает его на абсолютное одиночество, от которого он бежал в табор.
Правильный ответ:
Он хочет воли только для себяПояснение:
Старый цыган в своей последней речи к Алеко формулирует главную причину его отторжения: «Оставь нас, гордый человек! … Ты не рожден для дикой доли, / Ты для себя лишь хочешь воли». В этой фразе заключен основной идейный конфликт поэмы. Алеко, искавший свободы от общества, понимал ее как неограниченный произвол собственной личности, как право навязывать свою волю другим. Цыгане же понимают свободу как уважение к воле каждого. Эгоизм Алеко оказался несовместим с их миром.
Правильный ответ:
С подстреленным журавлемПояснение:
После того как табор уходит, оставив Алеко одного, автор использует развернутое сравнение, чтобы показать всю глубину его трагедии и одиночества. Он сравнивает героя с журавлем, который отстал от своей стаи, будучи подстреленным охотником: «Пронзенный гибельным свинцом / Один печально остается, / Повиснув раненым крылом». Этот образ подчеркивает его полную оторванность от любого сообщества — и от «цивилизованного», и от «дикого» — и его неспособность к дальнейшей жизни.
Правильный ответ:
Счастья нет нигде, и от судьбы нет защитыПояснение:
В эпилоге Пушкин подводит философский итог и развенчивает романтический миф о «естественном рае». Размышляя о судьбе своих героев и цыган в целом, он приходит к пессимистическому выводу: «Но счастья нет и между вами, / Природы бедные сыны!.. / И под издранными шатрами / Живут мучительные сны… И всюду страсти роковые, / И от судеб защиты нет». Трагедия, по мысли автора, коренится не в общественном устройстве, а в самой природе человека, в его страстях, от которых невозможно убежать.
Правильный ответ:
МедведьПояснение:
Неотъемлемой частью цыганского табора и их заработка был ручной медведь. В начале поэмы он «лежит на воле» за шатром, а после присоединения Алеко становится частью их общего промысла: «Алеко с пеньем зверя водит, / Земфира поселян обходит / И дань их вольную берет». Медведь, «беглец родной берлоги», который «цепь докучную грызет», может рассматриваться как символ неволи в мире вольности, а также как параллель самому Алеко — такому же «беглецу», пришедшему из другого мира и в итоге оказавшемуся на цепи своих страстей.
Правильный ответ:
Это «домашний дух» теснит ему дыханиеПояснение:
Когда обеспокоенная Земфира будит отца и говорит, что Алеко страшно стонет во сне, старик успокаивает ее, прибегая к народному поверью: «Слыхал я русское преданье: / Теперь полунощной порой / У спящего теснит дыханье / Домашний дух; перед зарей / Уходит он». Эта отсылка к русскому фольклору (домовому) в устах цыгана интересна, но главное здесь — его мудрое спокойствие. Он советует не будить Алеко («ночного духа не гони»), проявляя житейскую мудрость и фатализм.
Правильный ответ:
«Я не верю ничему»Пояснение:
Проснувшись после кошмара, Алеко находится в состоянии полного отчаяния и недоверия к миру и к своей возлюбленной. На попытку Земфиры успокоить его, он отвечает фразой, полной трагического предчувствия: «Ах, я не верю ничему: / Ни снам, ни сладким увереньям, / Ни даже сердцу твоему». В этот момент он уже не верит в искренность чувств Земфиры, его душа отравлена ревностью и предчувствием измены, которые, как он считает, ему привиделись во сне. Его интуиция его не обманывает.
Правильный ответ:
Могильный гул, хвалебный глас или рассказ дикого цыганаПояснение:
Услышав рассказ старика об Овидии, певце, забытом в изгнании, Алеко произносит философский монолог о природе славы. Он задается риторическим вопросом: «Певец любви, певец богов, / Скажи мне, что такое слава? / Могильный гул, хвалебный глас, / Из рода в роды звук бегущий? / Или под сенью дымной кущи / Цыгана дикого рассказ?». Для него слава — это нечто эфемерное и непостоянное, будь то громкая хвала цивилизованного мира или устное предание «дикого» народа. И то, и другое со временем исчезает.Правильный ответ:
РомантизмПояснение:
«Цыганы» — одна из вершин русского романтизма. Для этого направления характерны: исключительный герой в исключительных обстоятельствах (Алеко в таборе), конфликт героя с обществом, интерес к экзотике и народной культуре (быт цыган), культ свободы, сильные страсти, трагический финал. Алеко — типичный романтический герой-индивидуалист, разочарованный в цивилизации и ищущий идеал в «естественном» мире, но в итоге терпящий крах из-за своих же неистовых страстей.
Правильный ответ:
Он искал свободы для себя, но отказывал в ней другомуПояснение:
Главный парадокс и трагедия Алеко заключается в его эгоистическом понимании свободы. Он бежит из мира, где «торгуют волею», в поисках абсолютной личной свободы. Однако, оказавшись в мире, где свобода является высшей ценностью, он сам становится тираном. Он требует полной свободы для себя, но категорически отказывает в праве на свободу чувств любимой женщине, Земфире. Именно это внутреннее противоречие («ты для себя лишь хочешь воли») и приводит его к преступлению и полному краху.
Правильный ответ:
ЦыганПояснение:
В эпилоге, говоря от лица автора, Пушкин вспоминает свои встречи с цыганскими таборами в Бессарабии. Он называет их «смиренной вольности дети». Этот оксюморон (сочетание несочетаемого) очень точно характеризует их образ жизни. «Вольность» — потому что они кочуют, не подчиняясь государственным законам и условностям цивилизации. «Смиренная» — потому что их свобода не агрессивна, они не навязывают свою волю другим, принимая мир таким, какой он есть, и смиряясь с его законами, в отличие от гордого и требовательного Алеко.
Правильный ответ:
Времена, когда Дунаю «угрожал москаль»Пояснение:
Начиная свою исповедь, старик делает историческую ремарку, чтобы обозначить время действия: «Давно, давно, когда Дунаю / Не угрожал еще москаль — / (Вот видишь, я припоминаю, / Алеко, старую печаль.)». Эта фраза отсылает к периоду русско-турецких войн, когда русские войска («москаль» в просторечии того времени) еще не утвердились на Дунае как доминирующая сила. Это придает рассказу историческую достоверность и глубину, помещая личную драму в контекст большой истории.
Правильный ответ:
Целовали мертвых в очиПояснение:
Пушкин описывает сцену похорон с этнографической точностью, показывая ритуалы и обычаи цыган. После убийства, пока мужчины копали могилу, «шли жены скорбной чередой / И в очи мертвых целовали». Этот древний обряд прощания подчеркивает глубину их скорби и естественность их чувств. Сцена наполнена тихой, торжественной печалью, контрастирующей с бурной страстью и яростью Алеко, который в этот момент сидит поодаль, отчужденный от их мира.
Правильный ответ:
Одна телега под убогим ковромПояснение:
Финал основной части поэмы очень символичен. После того, как табор ушел, изгнав Алеко, в степи остается только материальное свидетельство его неудавшейся жизни с цыганами: «лишь одна телега, / Убогим крытая ковром, / Стояла в поле роковом». Эта телега, бывшая когда-то их с Земфирой домом, теперь является символом его полного одиночества, разбитых надежд и окончательного изгнания из обоих миров. Он остался один со своим прошлым, от которого ему некуда деться.