найти
Пароль
войти
Тест по рассказу Бунина «Антоновские яблоки» Тест по рассказу Бунина «Антоновские яблоки»

Тест по рассказу Бунина «Антоновские яблоки»

Тест по рассказу Бунина «Антоновские яблоки» — это проверочная работа, рассчитанная на учащихся 11 класса. Вопросы охватывают ключевые сюжетные моменты, образы, символы и настроения всех четырех частей произведения. Тест поможет оценить глубину понимания текста, внимание к деталям и способность анализировать элегическую прозу Бунина.

Другое по теме:

1
Какие запахи, символизирующие ушедшее время, вспоминает рассказчик в самом начале произведения?

Правильный ответ:

Запах антоновских яблок, меда и осенней свежести

Пояснение:

Правильный ответ задает тон всему произведению. В первой главе рассказчик пишет: «Помню большой, весь золотой, подсохший и поредевший сад, помню кленовые аллеи, тонкий аромат опавшей листвы и — запах антоновских яблок, запах меда и осенней свежести». Этот чувственный образ становится лейтмотивом всего рассказа, символизируя благополучие, достаток и саму суть усадебной жизни, которая постепенно исчезает.

2
Кем были «тархане», нанимавшие мужиков для сбора яблок?

Правильный ответ:

Мещанами-садовниками

Пояснение:

В тексте прямо указано: «Это тархане, мещане-садовники, наняли мужиков и насыпают яблоки, чтобы в ночь отправлять их в город...». Бунин точно подмечает социальные типы своей эпохи. Тархане — это предприимчивые горожане низшего сословия, которые арендуют сады у помещиков и организуют сбор и продажу урожая. Они являются связующим звеном между усадебным миром и городской жизнью.

3
С чем рассказчик сравнивает ночную сцену у костра в саду?

Правильный ответ:

С уголком ада

Пояснение:

Это яркое и неожиданное сравнение подчеркивает мистическую, почти ирреальную атмосферу осенней ночи. Бунин пишет: «В темноте, в глубине сада — сказочная картина: точно в уголке ада, пылает около шалаша багровое пламя, окруженное мраком, и чьи-то черные, точно вырезанные из черного дерева силуэты двигаются вокруг костра...». Сравнение с адом здесь лишено негативной коннотации, оно передает первобытную мощь огня и таинственность происходящего.

4
Какая народная примета предвещала «веселый год» и урожай хлеба?

Правильный ответ:

Обильный урожай антоновских яблок

Пояснение:

В начале второй главы Бунин приводит народную мудрость, которая является ключом к пониманию символизма рассказа: ««Ядреная антоновка — к веселому году». Деревенские дела хороши, если антоновка уродилась: значит, и хлеб уродился...». Таким образом, урожай яблок напрямую связывается с общим благополучием и процветанием всего крестьянского и помещичьего мира, его силой и здоровьем.

5
Какой главный признак богатства деревни Выселки отмечает рассказчик?

Правильный ответ:

Долголетие стариков и старух

Пояснение:

Рассказчик подчеркивает, что Выселки «славились «богатством»», и тут же приводит главный довод: «Старики и старухи жили в Выселках очень подолгу, — первый признак богатой деревни, — и были все высокие, большие и белые, как лунь». Долголетие в данном контексте выступает не просто как биологический факт, а как знак особой благодати, стабильности, здоровья и размеренности жизненного уклада, свойственного богатой, укорененной в земле деревне.

6
Какое чувство, по словам рассказчика, он испытывал в усадьбе тетки Анны Герасимовны?

Правильный ответ:

Чувство крепостного права

Пояснение:

Этот момент очень важен для понимания атмосферы усадьбы тетки. Рассказчик прямо говорит: «Крепостного права я не знал и не видел, но, помню, у тетки Анны Герасимовны чувствовал его. Въедешь во двор и сразу ощутишь, что тут оно еще вполне живо». Это чувство создавалось всем укладом: низкими поклонами стариков-дворовых, седым кучером, идущим с обнаженной головой, незыблемостью и прочностью всего вокруг, от дома до отношений между людьми.

7
С чем рассказчик сравнивает фасад дома Анны Герасимовны?

Правильный ответ:

Со старым лицом под огромной шапкой

Пояснение:

Бунин использует прием олицетворения, чтобы показать неразрывную связь дома с природой и временем: «Мне его передний фасад представлялся всегда живым: точно старое лицо глядит из-под огромной шапки впадинами глаз, — окнами с перламутровыми от дождя и солнца стеклами». Огромная соломенная крыша — это шапка, а окна — глаза. Этот образ подчеркивает ветхость, мудрость и одухотворенность старого дворянского гнезда.

8
Что, по мнению рассказчика, в последние годы было единственной поддержкой для «угасающего духа помещиков»?

Правильный ответ:

Охота

Пояснение:

В начале третьей главы автор делает программное заявление: «За последние годы одно поддерживало угасающий дух помещиков — охота». Это занятие позволяло им проявить удаль, азарт, почувствовать единение с природой и товарищами, ощутить вкус полноты жизни. Охота становится последним оплотом старого уклада, последней возможностью для широкого и бесшабашного проявления дворянского характера перед окончательным упадком.

9
Как автор описывает внешность помещика-охотника Арсения Семеныча?

Правильный ответ:

Как высокого и стройного красавца-цыгана

Пояснение:

Образ Арсения Семеныча воплощает в себе саму суть страстной и дикой помещичьей натуры. Автор дает ему яркую и запоминающуюся характеристику: «Он высок ростом, худощав, но широкоплеч и строен, а лицом — красавец цыган. Глаза у него блестят дико, он очень ловок, в шелковой малиновой рубахе, бархатных шароварах и длинных сапогах». Эта внешность полностью соответствует его поведению — необузданному, азартному и полному жизни.

10
Что сделал Арсений Семеныч, чтобы согнать со стола свою любимую борзую собаку?

Правильный ответ:

Внезапно выстрелил из револьвера в зале

Пояснение:

Этот эпизод наглядно демонстрирует дикий и бесшабашный нрав Арсения Семеныча и всей атмосферы охотничьих сборищ. В тексте сказано: «Арсений Семеныч, вышедший из кабинета с арапником и револьвером, внезапно оглушает залу выстрелом». Этот поступок, шокирующий и опасный, воспринимается им самим и, по-видимому, его гостями как своего рода грубая шутка, проявление широты натуры и пренебрежения к условностям.

11
Чем занимался рассказчик в усадьбе, когда случалось проспать охоту?

Правильный ответ:

Читал дедовские книги в кожаных переплетах

Пояснение:

Этот эпизод противопоставлен шумной и бурной охоте. Отдых для рассказчика — это погружение в тишину и прошлое. Он описывает: «Потом примешься за книги, — дедовские книги в толстых кожаных переплетах, с золотыми звездочками на сафьянных корешках». Чтение старинных книг («Дворянин-философ», сочинения Вольтера, романтические альманахи) вызывает у него ностальгические размышления о прошлом, о бабушке, о культуре и быте ушедшей эпохи.

12
Имена каких русских поэтов вспоминает рассказчик, перебирая старые журналы?

Правильный ответ:

Жуковского, Батюшкова, Пушкина

Пояснение:

Погружаясь в мир старых книг, рассказчик переходит к журналам времен золотого века русской литературы: «А вот журналы с именами: Жуковского, Батюшкова, лицеиста Пушкина. И с грустью вспомнишь бабушку, ее полонезы на клавикордах, ее томное чтение стихов из «Евгения Онегина»». Эти имена символизируют вершину дворянской культуры, ее гармонию и одухотворенность, которые теперь остались лишь на страницах старых книг и в воспоминаниях.

13
Какое знаковое событие происходит в начале четвертой главы и символизирует окончательный уход старой жизни?

Правильный ответ:

Запах антоновских яблок исчезает из усадеб

Пояснение:

Четвертая глава начинается с ключевой фразы, которая подводит итог всему повествованию: «Запах антоновских яблок исчезает из помещичьих усадеб». Этот запах, бывший в начале рассказа символом процветания, здоровья и полноты бытия, теперь исчезает, что означает полный крах и оскудение дворянского мира. Это не просто бытовая деталь, а мощный символ, знаменующий конец целой эпохи, после которого автор перечисляет и конкретные утраты — смерть стариков, Анны Герасимовны, Арсения Семеныча.

14
Как рассказчик характеризует наступившее «царство мелкопоместных»?

Правильный ответ:

Как нищенскую, но по-своему хорошую жизнь

Пояснение:

Несмотря на элегический тон и грусть по ушедшему, рассказчик находит прелесть и в новой, обедневшей жизни. Он прямо заявляет: «Наступает царство мелкопоместных, обедневших до нищенства!.. Но хороша и эта нищенская мелкопоместная жизнь!». Он описывает ее с такой же любовью к деталям: одинокие выезды в поле, беседы в сумерках, запах соломы, песни девушек, рубка капусты. Автор находит поэзию и в этом оскудении, в простоте и близости к народному быту.

15
Какая традиция существовала в доме рассказчика в глубокую осеннюю пору?

Правильный ответ:

«Сумерничать» — сидеть без огня и вести беседы

Пояснение:

Эта деталь прекрасно передает настроение тихой грусти и умиротворения, свойственное поздней осени в усадьбе. Рассказчик вспоминает: «Помню, у нас в доме любили в эту пору «сумерничать», не зажигать огня и вести в полутемноте беседы». Эта традиция создает атмосферу доверительности, интимности, располагает к неспешным размышлениям и воспоминаниям, что созвучно общему настроению всего произведения Бунина.

16
Что делает мелкопоместный барин, выйдя утром на крыльцо?

Правильный ответ:

Через сад идет на гумно

Пояснение:

Бунин с любовью и точностью выписывает быт обедневшего помещика. Его день начинается не с праздных развлечений, а с хозяйственных забот, с проверки дел: «Потом, надев сапоги, накинув на плечи поддевку и не застегивая ворота рубахи, он выходит на крыльцо... и через сад идет на гумно». Этот путь на гумно, где начинается молотьба, показывает его неразрывную связь с землей и крестьянским трудом, что отличает его от помещиков старого времени.

17
За какой работой в риге наблюдает мелкопоместный барин?

Правильный ответ:

За молотьбой

Пояснение:

Описание молотьбы — одна из самых ярких картин в четвертой главе. Барин наблюдает за слаженной работой: «В риге начинается молотьба. Медленно расходясь, гудит барабан молотилки... Барин стоит у ворот риги и смотрит, как в ее темноте мелькают красные и желтые платки, руки, грабли, солома, и все это мерно двигается и суетится под гул барабана». Эта сцена полна жизни, движения и особого, трудового ритма, который дорог сердцу рассказчика.

18
Почему, по словам мелкопоместного барина, в ноябре нельзя охотиться с гончими?

Правильный ответ:

Потому что в лесу ветер шуршит листвой и пугает зверя

Пояснение:

Это точная охотничья деталь, которая показывает глубокое знание автором деревенской жизни. Барин размышляет: «Но что сделаешь теперь с гончими? Зверь теперь в поле, на взметах, на чернотропе, а в лесу он боится, потому что в лесу ветер шуршит листвою... Эх, кабы борзые!». Шуршание сухой листвы мешает собакам услышать зверя и сбивает их со следа, делая охоту в лесу бессмысленной. Это подчеркивает зависимость помещика от капризов природы.

19
Как проводят вечера съехавшиеся друг к другу мелкопоместные помещики зимой?

Правильный ответ:

Пьют, курят и поют песни под гитару

Пояснение:

Финальная сцена рассказа рисует картину бесприютного и в то же время по-своему душевного быта обедневших дворян. «А вечером на каком-нибудь глухом хуторе далеко светятся в темноте зимней ночи окна флигеля. Там, в этом маленьком флигеле, плавают клубы дыма, тускло горят сальные свечи, настраивается гитара...». Их песни, исполненные с «грустной, безнадежной удалью», отражают их собственную судьбу — судьбу людей, чей путь «белым снегом... заметал».

20
Каким чувством проникнута последняя песня, звучащая в рассказе?

Правильный ответ:

Грустной и безнадежной удалью

Пояснение:

Финальный аккорд произведения звучит в песне, которую поют мелкопоместные: «...и прочие нескладно, прикидываясь, что они шутят, подхватывают с грустной, безнадежной удалью...». Слова песни о буйном ветре, растворяющем ворота, и о занесенной снегом дороге становятся метафорой судьбы всего дворянского сословия. Их удаль — последняя, отчаянная попытка сохранить лицо перед лицом неотвратимой гибели, а грусть и безнадежность отражают понимание того, что их мир ушел навсегда.