
Тест по рассказу Бунина «Чистый понедельник»
Тест по рассказу Бунина «Чистый понедельник» — это проверочная работа, рассчитанная на учащихся 11 класса. Вопросы охватывают сюжетные линии, образы главных героев, символические детали и философскую проблематику произведения. Тест поможет оценить глубину понимания одного из самых загадочных рассказов русской литературы.
Другое по теме:
Правильный ответ:
Неразрешающееся напряжение и мучительное ожидание, но вместе с тем несказанное счастье.Пояснение:
Рассказчик находится в состоянии постоянного эмоционального напряжения. Он не понимает героиню и не знает, чем закончатся их отношения, что вызывает в нем мучительное ожидание и тревогу. Однако сама близость с ней, каждый проведенный вместе час, приносит ему «несказанное счастье». Это двойственное чувство, сочетание муки и блаженства, является лейтмотивом его любви и точно отражено в тексте: «и все это без конца держало меня в неразрешающемся напряжении, в мучительном ожидании — и вместе с тем был я несказанно счастлив каждым часом, проведенным возле нее».
Правильный ответ:
С восточной (индийской, персидской).Пояснение:
Рассказчик подчеркивает экзотическую, восточную красоту героини, которая выделяла ее на фоне других. Он описывает ее так: «А у нее красота была какая-то индийская, персидская: смугло-янтарное лицо, великолепные и несколько зловещие в своей густой черноте волосы...» Эта восточная загадочность проявляется не только во внешности, но и в ее характере, полном тайн и недосказанности, что усиливает ее притягательность и непостижимость для героя.
Правильный ответ:
В Художественном кружке на лекции Андрея Белого.Пояснение:
Их знакомство было случайным и произошло благодаря живости и непосредственности рассказчика. Он сам вспоминает этот эпизод: «...как-то в декабре, попав в Художественный кружок на лекцию Андрея Белого, который пел ее, бегая и танцуя на эстраде, я так вертелся и хохотал, что она, случайно оказавшаяся в кресле рядом со мной и сперва с некоторым недоумением смотревшая на меня, тоже наконец рассмеялась, и я тотчас весело обратился к ней». Это событие подчеркивает контраст между его открытым характером и ее изначальной сдержанностью.
Правильный ответ:
«Лунную сонату» Бетховена.Пояснение:
Героиня играла только «медленное, сомнамбулически прекрасное начало „Лунной сонаты“». Этот музыкальный фрагмент становится важным символом в рассказе. Он отражает состояние ее души — прекрасной, загадочной, полной томления и грусти. Незавершенность исполнения символизирует незавершенность их отношений, невозможность достичь гармонии и полноты в земной любви, а также ее внутренний поиск, который не находит разрешения в светской жизни. Музыка звучит в ключевые моменты, особенно перед их последней ночью, усиливая ощущение предопределенности и прощания.
Правильный ответ:
Она одевалась в дорогие меха и шелка, но на курсы ходила скромной курсисткой и обедала в дешевой вегетарианской столовой.Пояснение:
Двойственность натуры героини проявлялась во всем. Самый яркий контраст, отмеченный рассказчиком, — это ее отношение к быту и внешнему виду. С одной стороны, «явной слабостью ее была только хорошая одежда, бархат, шелка, дорогой мех...», она блистала в ресторанах в гранатовом бархатном платье. С другой — «на курсы ходила скромной курсисткой, завтракала за тридцать копеек в вегетарианской столовой на Арбате». Это противоречие указывает на внутренний конфликт между мирскими соблазнами и стремлением к простоте, духовной чистоте, который в итоге разрешится ее уходом в монастырь.
Правильный ответ:
Платона Каратаева из романа «Война и мир».Пояснение:
В ответ на восклицание рассказчика о счастье героиня приводит цитату: «Счастье наше, дружок, как вода в бредне: тянешь — надулось, а вытащишь — ничего нету». И поясняет: «Это так Платон Каратаев говорил Пьеру». Обращение к этому персонажу Льва Толстого, носителю народной мудрости и фатализма, неслучайно. Оно показывает, что героиня уже давно размышляет о тщетности земного, мирского счастья и ищет иные, духовные опоры. Для нее любовь и счастье в их обычном понимании — лишь иллюзия.
Правильный ответ:
Новодевичий монастырь и Рогожское кладбище.Пояснение:
В Прощеное воскресенье, день, предшествующий Великому посту, героиня решительно меняет привычный маршрут их свиданий. Вместо «кабаков» она предлагает поехать в Новодевичий монастырь и рассказывает, что накануне была на Рогожском кладбище на похоронах раскольничьего архиепископа. Этот выбор демонстрирует ее глубокий, скрытый доселе от рассказчика интерес к допетровской, старой Руси, к духовным корням. Для него это становится откровением и первым ясным знаком ее грядущего решения.
Правильный ответ:
Назвала его «противной смесью сусального русского стиля и Художественного театра».Пояснение:
Резкая и точная оценка памятника Чехову («Какая противная смесь сусального русского стиля и Художественного театра!») характеризует героиню как человека с безупречным вкусом, не терпящего фальши и пошлости ни в искусстве, ни в жизни. Она видит за модной стилизацией отсутствие подлинного, глубокого чувства. Эта фраза также показывает ее отстраненность от современной ей культурной жизни, которую она считает поверхностной, и ее тяготение к более древним, аутентичным пластам русской культуры, таким как иконопись или старинные церковные распевы.
Правильный ответ:
Трактир Егорова.Пояснение:
Выбор трактира Егорова в Охотном ряду неслучаен. Это место, где старозаветный купеческий быт с блинами и шампанским соседствует с иконой Богородицы Троеручицы. Героиня сама отмечает этот контраст: «Внизу дикие мужики, а тут блины с шампанским и богородица троеручица». Этот визит становится для нее символическим прощанием с миром, где переплетены грех и святость, Восток и Запад, — со всей той «странной» Москвой, которую она так остро чувствовала и от которой решила уйти.
Правильный ответ:
О древнерусских летописных сказаниях.Пояснение:
В трактире, в атмосфере уходящей Масленицы, героиня раскрывает свою душу, говоря о том, что действительно любит: «Я русское летописное, русские сказания так люблю, что до тех пор перечитываю то, что особенно нравится, пока наизусть не заучу». Она цитирует «Повесть о Петре и Февронии Муромских», рассказывая о змее-искусителе и благочестивых князьях, решивших умереть в один день и уйти в монастырь. Это прямое указание на ее собственный выбор и духовный путь, который она избрала.
Правильный ответ:
«Капустник» Художественного театраПояснение:
Ее решение поехать на «капустник» Художественного театра, который она сама же называла пошлым, выглядит как последняя причуда. На самом деле это осознанный шаг, символическое погружение на самое дно светской, богемной жизни перед окончательным уходом из нее. Она как будто испытывает себя, прощаясь с миром соблазнов, в котором она блистала, но которому никогда не принадлежала. Это прощальный маскарад, после которого она снимет все маски и уйдет к истинной, по ее мнению, жизни.
Правильный ответ:
Сказал: «А это что за красавец? Ненавижу».Пояснение:
Реакция Качалова была пьяной, но показательной. Обращаясь к героине как к «Шамаханской царице», он признает ее царственное величие. Взглянув на ее спутника, он с показной ревностью бросает: «А это что за красавец? Ненавижу». Эта сцена подчеркивает исключительную красоту пары, которая привлекала всеобщее внимание. Для героини же это становится поводом процитировать слова из сказания о змее-искусителе, еще раз намекая на дьявольский соблазн плотской красоты, от которого она собирается бежать.
Правильный ответ:
Она впервые позволила ему остаться у нее на ночь.Пояснение:
приказ кучеру «Отпустите его...» стал для рассказчика полной неожиданностью. Эта ночь была не началом их совместной жизни, как он мог надеяться, а прощальным даром, последней жертвой, принесенной земной любви перед уходом в жизнь духовную. Она отдала ему себя и свое тело, чтобы затем полностью посвятить душу Богу. Это был высший и самый трагический момент их любви.
Правильный ответ:
Она просто сказала, что уезжает в Тверь, и пообещала написать о будущем.Пояснение:
Утром она не объясняет истинных причин, оставляя рассказчика в неведении и давая ему призрачную надежду. Она говорит лишь: «Нынче вечером я уезжаю в Тверь. Надолго ли, один бог знает... Я все напишу, как только приеду. Все напишу о будущем». Эта недосказанность была проявлением сострадания: она не хотела наносить ему удар сразу, давала время свыкнуться с разлукой, прежде чем он узнает всю правду из прощального письма. Это также подчеркивает ее решимость, не допускающую никаких споров и уговоров.
Правильный ответ:
Просьбу не ждать ее, так как она решила пойти на послушание и, возможно, принять постриг.Пояснение:
Письмо, полученное рассказчиком через две недели, было кратким и окончательным. В нем она твердо, хоть и ласково, просила «не ждать ее больше, не пытаться искать, видеть», сообщая о своем решении: «В Москву не вернусь, пойду пока на послушание, потом, может быть, решусь на постриг...». Это письмо разрушило все надежды героя и стало кульминацией ее духовного пути, который она скрывала, но к которому шла на протяжении всего рассказа. Она выбрала служение Богу, а не земную любовь.
Правильный ответ:
Он долгое время пил, опускаясь «все больше и больше».Пояснение:
Потеряв ее, герой теряет и смысл жизни. Его реакция — это падение на самое дно. В тексте это описано лаконично, но очень выразительно: «И долго пропадал по самым грязным кабакам, спивался, всячески опускаясь все больше и больше». Он пытается утопить свою боль в вине, разрушая себя. Это показывает, насколько сильной и всепоглощающей была его любовь. Лишь со временем он начинает «понемногу оправляться», но уже «равнодушно, безнадежно», что говорит о глубокой душевной травме.
Правильный ответ:
В Марфо-Мариинской обители.Пояснение:
Финальная встреча происходит в Марфо-Мариинской обители на Ордынке. Это место — не просто монастырь, а обитель милосердия, основанная великой княгиней Елизаветой Федоровной, которая сама после гибели мужа ушла от светской жизни к служению ближним. Выбор Буниным именно этой обители для героини рассказа глубоко символичен. Это подчеркивает осознанность и высоту ее духовного подвига, ее стремление не просто к уединению, а к деятельной вере и помощи страждущим.
Правильный ответ:
Он увидел ее в веренице сестер во время крестного хода, и она взглянула в его сторону.Пояснение:
Их последняя встреча — немая сцена, полная мистического смысла. Рассказчик видит ее идущей в процессии сестер обители. Она — одна из многих, в белом одеянии. Но в какой-то момент происходит чудо: «...одна из идущих посередине вдруг подняла голову, крытую белым платом, загородив свечку рукой, устремила взгляд темных глаз в темноту, будто как раз на меня...». Неизвестно, увидела ли она его на самом деле, но этот взгляд, пронзивший темноту, говорит о неразорванной духовной связи между ними. Для него это было и подтверждением ее пути, и последним прощанием.
Правильный ответ:
Это первый день Великого поста, символизирующий духовное очищение и начало новой жизни.Пояснение:
Чистый понедельник — это первый день Великого поста в православной традиции, следующий за Прощеным воскресеньем. Это день строгого воздержания, покаяния и начала пути к духовному очищению. Для героини этот день стал буквальным началом новой жизни — жизни без мирских соблазнов, посвященной служению Богу. Название рассказа выносит этот ключевой момент в заглавие, подчеркивая, что вся история любви была лишь прелюдией к главному событию — ее духовному перерождению и уходу из мира.
Правильный ответ:
Портрет босого Толстого, висевший над турецким диваном.Пояснение:
Портрет босого Льва Толстого — знаковая деталь. Толстой в поздние годы жизни проповедовал опрощение, отказ от роскоши и возврат к простой, народной жизни и вере. Этот портрет висит над роскошным турецким диваном — символом неги, комфорта и восточной чувственности. Такое соседство наглядно иллюстрирует главный внутренний конфликт героини: борьбу между плотским, мирским началом (диван) и стремлением к духовной чистоте, аскезе и правде (босой Толстой). В конечном итоге, она делает выбор в пользу пути, который символизирует писатель.