
Тест по рассказу Бунина «Господин из Сан-Франциско»
Тест по рассказу Бунина «Господин из Сан-Франциско» — это проверочная работа, рассчитанная на учащихся 11 класса. Вопросы направлены на глубокий анализ произведения, проверку понимания его символики, философских проблем и ключевых образов, таких как пароход «Атлантида», и основной идеи о тщете материального мира.
Другое по теме:
Правильный ответ:
Чтобы подчеркнуть его обобщенный, символический образПояснение:
Отсутствие имени — это ключевой художественный прием Бунина. Герой — не конкретная личность, а обобщенный тип, символ целого класса людей, для которых материальное богатство и социальный статус заменили духовную жизнь и индивидуальность. Он определяется не своим внутренним миром, а своим происхождением («из Сан-Франциско») и положением («господин»). Смерть стирает и эти внешние атрибуты, оставляя после себя безымянное тело, доказывая, что без духовного стержня человек превращается в ничто.
Правильный ответ:
«Атлантида», символ погибшей от гордыни цивилизацииПояснение:
Пароход называется «Атлантида». Это название — прямая отсылка к мифическому острову-государству, который, согласно легенде, ушел под воду из-за гордыни и безнравственности его жителей. Бунин использует этот образ, чтобы представить современную ему цивилизацию как новую Атлантиду — величественную, технически совершенную, но духовно пустую и обреченную на гибель. Пассажиры корабля, как и древние атланты, слепы в своей уверенности во всемогуществе богатства и технологий, не замечая хрупкости своего мира.
Правильный ответ:
Общество потребления, погрязшее в грехе и гордыне, которое ждет неминуемая караПояснение:
В библейской книге «Апокалипсис» Вавилон — это символ богатства, роскоши, разврата и богоотступничества, великий город, который будет внезапно разрушен за свои грехи. Используя этот эпиграф, Бунин сразу задает тон всему рассказу. Мир господина из Сан-Франциско, мир «Атлантиды» — это и есть современный Вавилон. Это цивилизация, построенная на гордыне, жажде наживы и бездуховных удовольствиях, которая считает себя «крепким городом», но на самом деле стоит на пороге внезапного и сокрушительного краха.
Правильный ответ:
Наверху — «рай» с балами и роскошью, внизу — «ад» с адским трудом кочегаровПояснение:
Бунин создает резкий контраст, который является одной из ключевых идей рассказа. Верхние палубы — это мир роскоши, блеска, праздности, где «изливали свет и радость». Этот мир сравнивается с раем. Но он существует за счет «подводной утробы» парохода, которую автор уподобляет «девятому кругу преисподней». Там, в невыносимой жаре, обливаясь потом, трудятся кочегары, обеспечивая движение корабля. Этот контраст обнажает социальную несправедливость и показывает, что «рай» богачей построен на «аду» бедняков.
Правильный ответ:
Обед, как ритуал и вершина дняПояснение:
Автор с иронией подчеркивает, что «главнейшей целью всего этого существования, венцом его» был обед. Это не просто прием пищи, а целый ритуал, священнодействие, ради которого совершались все дневные действия (гимнастика, прогулки — для возбуждения аппетита). Превращение обеда в высшую цель жизни обнажает всю мелочность и пустоту интересов этого общества. Их существование сводится к удовлетворению самых примитивных, плотских потребностей, облеченных в форму изысканного ритуала.
Правильный ответ:
В читальне отеля на Капри, читая газету перед обедомПояснение:
Смерть настигает героя внезапно и буднично, что подчеркивает ее неотвратимость и безразличие к человеческим планам. Он умирает в читальне отеля на Капри, готовясь к очередному ритуальному обеду. Место смерти — не роскошный номер, а общественное, проходное помещение — и ее внезапность разрушают иллюзию контроля над жизнью, которую давали ему деньги. Смерть приходит не как трагедия, а как «ужасное происшествие», досадная неприятность, нарушившая заведенный порядок.
Правильный ответ:
Почтительность мгновенно сменилась холодным безразличием и пренебрежениемПояснение:
Смерть героя мгновенно срывает маски. Вся почтительность и услужливость персонала, которые покупались за деньги, исчезают. Хозяин отеля, ранее само радушие, теперь говорит с вдовой «без всякой любезности», отказывая в самой простой просьбе — перенести тело в номер. Господин из живого источника дохода превратился в мертвую «неприятность», от которой нужно как можно скорее избавиться. Этот эпизод доказывает, что уважение, основанное на богатстве, — фальшиво и исчезает вместе с возможностью платить.Правильный ответ:
В длинный ящик из-под бутылок с содовой водойПояснение:
Этот эпизод — кульминация посмертного унижения героя. Человек, который покупал самую дорогую роскошь, чье тело было облачено в шелка, после смерти удостаивается лишь ящика из-под английской содовой воды. Контраст между его прижизненным статусом и посмертной участью достигает своего пика. Ящик из-под содовой — это жестокий символ того, во что превратился всемогущий господин: в обычный, никому не нужный груз, от которого брезгливо избавляются.
Правильный ответ:
Абруццские горцы и старик-лодочник ЛоренцоПояснение:
Миру искусственной, бездуховной цивилизации Бунин противопоставляет людей, живущих в гармонии с природой и вечными ценностями. Это старик-лодочник Лоренцо, «беззаботный гуляка и красавец», и два абруццских горца, которые спускаются с гор и поют наивные хвалы Богоматери, солнцу и утру. Они бедны, но их жизнь наполнена подлинным, естественным смыслом, красотой и верой. Они олицетворяют настоящую, не купленную жизнь, которую господин так и не смог познать.
Правильный ответ:
Тонкая и гибкая пара, за которой все с любопытством следилиПояснение:
Автор разоблачает фальшь этого мира, показывая, что даже самое прекрасное чувство — любовь — здесь является товаром. Пара, вызывавшая всеобщее восхищение своей «очаровательной» и «счастливой» влюбленностью, на самом деле оказываются актерами, нанятыми пароходной компанией для развлечения публики. Этот факт подчеркивает, что в цивилизации «господ из Сан-Франциско» все иллюзорно, все продается и покупается, а подлинные чувства отсутствуют или скрыты.
Правильный ответ:
С императором ТибериемПояснение:
Автор упоминает римского императора Тиберия, который провел последние годы жизни на Капри, прославившись своей жестокостью и пороками. Бунин проводит параллель между властью Тиберия и властью современных «господ». Он пишет, что те, кто «столь же непонятно и, по существу, столь же жестоко, как и он, властвуют теперь в мире», приезжают смотреть на развалины его дворцов. Этим автор подчеркивает, что со времен Тиберия суть власти не изменилась: она по-прежнему основана на жестокости и ведет к духовной деградации.
Правильный ответ:
Океан, буря и вьюга, символ хаоса и могущества стихииПояснение:
Пароход постоянно плывет сквозь бурю, мрак и вьюгу. Океан «ходил за стеной черными горами», «вьюга крепко свистала», а сирена «стенала в смертной тоске». Этот бушующий океан символизирует хаос, могущественную и грозную природную стихию, которую человек в своей гордыне пытается игнорировать. Пассажиры делают вид, что не замечают бури, полагаясь на мощь корабля и капитана-«идола». Но стихия в итоге оказывается сильнее, а смерть господина — лишь частное проявление ее власти над хрупкой человеческой жизнью.
Правильный ответ:
Пароход «Атлантида» плывет обратно, на его борту продолжается бал, а в трюме лежит гроб с теломПояснение:
Рассказ имеет кольцевую композицию. Он заканчивается, как и начинался, — плаванием «Атлантиды». Но теперь на борту царит еще более жуткая атмосфера. На верхних палубах продолжается тот же лицемерный бал, та же фальшивая «радость», но читатель знает, что «глубоко, глубоко под ними, на дне темного трюма» лежит гроб. Этот финальный образ — «пир во время чумы» — становится приговором всему обществу, которое продолжает беззаботно веселиться, не замечая присутствия смерти и тщетности своего существования.
Правильный ответ:
ДьяволПояснение:
Появление в финале образа Дьявола, который со скал Гибралтара следит за кораблем, выводит повествование на вселенский, метафизический уровень. «Атлантида», «созданная гордыней Нового Человека со старым сердцем», предстает как дьявольское творение, символ безбожной цивилизации. Дьявол наблюдает за своим созданием, за этим миром фальши и греха, который движется навстречу своей гибели. Этот образ окончательно закрепляет за рассказом статус философской притчи о судьбе человечества.
Правильный ответ:
Золотые пломбы во ртуПояснение:
В момент агонии, когда у героя «отпала» нижняя челюсть, она «осветила весь рот золотом пломб». После смерти хрип вырывается из рта, «освещенного отблеском золота». Эта деталь крайне символична. Золото, которому господин служил всю жизнь, которое было смыслом его существования, остается с ним и в момент смерти, становясь последним, что в нем «сияет». Это жуткий символ того, как металл заменил в человеке живую душу, пророс в него и остался даже тогда, когда сама жизнь ушла. Это зримое торжество мертвого над живым.