найти
Пароль
войти
Тест по рассказу Куприна «Тапёр» Тест по рассказу Куприна «Тапёр»

Тест по рассказу Куприна «Тапёр»

Тест по рассказу Куприна «Тапёр» — это проверочная работа, рассчитанная на учащихся 5 класса. Вопросы охватывают весь сюжет рождественской истории: от праздничной суеты в доме Рудневых до судьбоносной встречи юного пианиста с великим музыкантом. Тест проверяет знание деталей, характеров и основной идеи рассказа.

Другое по теме:

1
Кто из сестер Рудневых первой поднял панику из-за отсутствия тапёра на празднике?

Правильный ответ:

Младшая, Тиночка

Пояснение:

Именно двенадцатилетняя Тиночка, которую только в этом году допустили к устройству взрослой ёлки, больше всех волновалась и переживала за организацию праздника. Она «влетела, как разрывная бомба» в комнату сестер с криком: «Mesdames, а где же тапёр?». Ее волнение было связано с тем, что она впервые почувствовала себя равной старшим и хотела, чтобы все прошло идеально. Именно ее кипучая энергия и беспокойство запустили цепочку событий, приведшую к появлению в доме необычного музыканта.
2
Какую из сестер Тиночка называла «Несмеяной-царевной»?

Правильный ответ:

Лидию

Пояснение:

«Несмеяной-царевной» Тина называла свою старшую сестру, Лидию Аркадьевну. Лидия была холодной, высокомерной и относилась к младшим с презрением. Она не выносила шума и постоянно делала Тине замечания. Когда Тина ворвалась в комнату с новостью об отсутствии тапёра, Лидия лишь недовольно заметила, что та создаёт беспорядок. Именно из-за этого отстраненного и гордого характера младшая сестра и дала ей такое меткое сказочное прозвище.
3
Кем по происхождению была хозяйка дома, Ирина Алексеевна Руднева?

Правильный ответ:

Княжной, последним отпрыском знатного рода

Пояснение:

Ирина Алексеевна, мать семейства, была «урождённая княжна Ознобишина, последний отпрыск знатного и богатого рода». Этот факт во многом объяснял ее поведение: она считала общество мужа и детей слишком простым («мескинным» и «брутальным»), поэтому почти не выходила из своих комнат, предпочитая общество архиереев и таких же «окаменелых потомков» древних родов, как она сама. Ее аристократическое происхождение создавало контраст с шумной и безалаберной атмосферой в доме.
4
Чем, помимо прочего, был известен в Москве глава семьи, Аркадий Николаевич?

Правильный ответ:

Как гурман, игрок и покровитель балета

Пояснение:

Аркадий Николаевич Руднев, отец семейства, вел жизнь настоящего светского льва и бонвивана. Автор прямо указывает, что он был «известный всей Москве гурман, игрок и щедрый покровитель балетного искусства». Он редко бывал дома, обедая в Английском клубе и проводя вечера там же за картами или в Большом театре на балете. Именно его страсть к развлечениям, щедрость после крупных выигрышей и любовь к пышным праздникам и создавали неповторимую атмосферу в доме Рудневых.
5
Оркестр какого известного дирижера обычно приглашали на ёлку к Рудневым?

Правильный ответ:

Оркестр Рябова

Пояснение:

По традиции Аркадий Николаевич всегда приглашал на рождественскую ёлку знаменитый в Москве оркестр Рябова, чтобы праздник вышел «на славу». Однако в год, описываемый в рассказе, с музыкой произошла накладка: к Рябову обратились слишком поздно, и его оркестр уже был разобран на другие мероприятия. Эта роковая случайность и послужила причиной срочных поисков тапёра, что в итоге привело к судьбоносной встрече.
6
Кто из сестер взяла на себя ответственность и отправила горничную Дуняшу на поиски тапёра?

Правильный ответ:

Татьяна

Пояснение:

Когда в доме началась суматоха и прислуга стала сваливать вину друг на друга, именно средняя сестра, Татьяна Аркадьевна, проявила здравый смысл и организаторские способности. Она прекратила бесполезные пререкания и дала четкое распоряжение горничной Дуняше немедленно отправляться на поиски музыканта, выписав ей адреса из газеты. Автор подчеркивает, что Татьяну «вся прислуга обожала за её ровный характер и удивительное умение улаживать внутренние междоусобицы».
7
Что тускло поблескивало на ёлке в полутьме залы до прихода гостей?

Правильный ответ:

Позолота цепей, орехов и картонажей

Пояснение:

До того, как на ёлке зажгли свечи, она стояла в полутемной зале, и ее украшения были едва видны. Автор создает таинственную, предпраздничную атмосферу, описывая, как на ветвях «тускло поблёскивала, отражая свет уличного фонаря, позолота цепей, орехов и картонажей». Картонажи — это фигурки из тисненого картона, которые были популярным елочным украшением в то время. Этот образ передает ощущение замершего в ожидании чуда праздника.
8
Кем оказался найденный в последний момент тапёр?

Правильный ответ:

Бледным мальчиком в мундирчике реального училища

Пояснение:

После долгих и безуспешных поисков горничная Дуняша привела «какую-то маленькую фигурку», которая оказалась «бледным, очень худощавым мальчиком в подержаном мундирчике реального училища». Его скромный и бедный вид вызвал сомнения у сестер Рудневых, особенно у высокомерной Лидии. Контраст между его детской внешностью и серьезным, не по-детски умным взглядом сразу же привлек внимание наблюдательной Татьяны.
9
Сколько лет, по словам самого мальчика, ему было?

Правильный ответ:

Четырнадцать

Пояснение:

Татьяне Аркадьевне показалось, что мальчику на вид лет одиннадцать-двенадцать, и она нерешительно спросила, не тринадцать ли ему. Однако мальчик, желая казаться старше и солиднее, поправил ее. На вопрос о возрасте он ответил: «Четырнадцать-с». Этот ответ был важен для него, так как он пытался убедить потенциальных нанимателей в своей опытности и в том, что он справится с работой музыканта на целом вечере, несмотря на свою хрупкую внешность и юный возраст.
10
Какая из сестер с презрением допрашивала мальчика, умеет ли он играть польку и кадриль?

Правильный ответ:

Лидия

Пояснение:

Старшая сестра, Лидия Аркадьевна, отличалась «странным бессердечием по отношению ко всему загнанному, подвластному и приниженному». Именно она начала с издевательской интонацией допрашивать мальчика, задавая ему унизительные вопросы: «Вы умеете, молодой человек, играть кадриль?», «И вальс умеете?», «Может быть, и польку тоже?». Ее целью было не выяснить его профессиональные навыки, а унизить бедного ребенка, показать свое аристократическое превосходство.
11
Что, кроме танцевальной музыки, по словам мальчика, он умел играть?

Правильный ответ:

Сонаты Бетховена, вальсы Шопена и рапсодии Листа

Пояснение:

Доведенный до отчаяния издевательскими вопросами Лидии, мальчик не выдержал и с гордостью заявил о своем истинном таланте. Он резко повернулся к ней и сказал: «Если вам угодно, mademoiselle, то, кроме полек и кадрилей, я играю ещё все сонаты Бетховена, вальсы Шопена и рапсодии Листа». Этот смелый ответ, перечисляющий сложнейшие произведения классического репертуара, поразил сестер и показал, что перед ними не простой ремесленник-тапёр, а настоящий, серьезный музыкант.
12
Кто из сестер схватил мальчика за руку и потащил в залу, чтобы он сыграл?

Правильный ответ:

Тина

Пояснение:

В то время как Татьяна жалела мальчика, а Лидия была задета его дерзким ответом, именно импульсивная и справедливая Тина пришла в восторг от того, что «противная гордячка Лидия сейчас получит щелчок». Она тут же взяла дело в свои руки: «…со своей обычной стремительностью, схватив за руку маленького пианиста, она потащила его в залу, повторяя: „Ничего, ничего… Вы сыграете, и она останется с носом…“». Ее детская непосредственность и поддержка помогли мальчику преодолеть робость.
13
Какое произведение мальчик сыграл первым, чтобы доказать свое мастерство?

Правильный ответ:

Вторую венгерскую рапсодию Листа

Пояснение:

Чтобы доказать свой талант и уязвить высокомерную Лидию, юный пианист выбрал одно из самых виртуозных и эффектных произведений — Вторую венгерскую рапсодию Ференца Листа. Он демонстративно спросил Лидию: «Угодно вам «Rapsodie Hongroise» № 2 Листа?». Мощные и величавые аккорды, полившиеся из-под пальцев маленького мальчика, сразу же заставили замолчать всех скептиков и привлекли в залу слушателей, включая главу дома, Аркадия Николаевича.
14
Как преобразилось лицо мальчика во время игры?

Правильный ответ:

Оно просветлело и стало почти прекрасным

Пояснение:

В момент игры в мальчике произошла поразительная метаморфоза. Музыка полностью преобразила его. Автор пишет: «И лицо его как будто бы сразу преобразилось, просветлело и стало почти прекрасным; бледные губы слегка полуоткрылись, а глаза ещё больше увеличились и сделались глубокими, влажными и сияющими». Это преображение показало, что музыка была его истинным призванием, стихией, в которой он из забитого, бедного ребенка превращался в гения.
15
Что Аркадий Николаевич счел «безбожным» после того, как услышал игру мальчика?

Правильный ответ:

Заставлять его играть танцы

Пояснение:

Аркадий Николаевич, который любил музыку и «знал в ней толк», сразу оценил масштаб дарования юного пианиста. Услышав виртуозное исполнение рапсодии Листа, он был поражен, что такого талантливого музыканта пригласили в качестве простого тапёра для сопровождения танцев. Он сказал Татьяне: «Скажите, пожалуйста, какой мастер! Но ведь это безбожно заставлять его играть танцы». В его словах звучит уважение к высокому искусству и понимание того, что талант мальчика заслуживает большего.
16
Как звали мальчика-тапёра?

Правильный ответ:

Юрий Азагаров

Пояснение:

После блестящего исполнения рапсодии к мальчику подошел хозяин дома, Аркадий Николаевич, чтобы похвалить его и познакомиться. Он спросил: «…как вас величать-то, я не знаю». На это юный пианист ответил, назвав свою фамилию и имя: «Азагаров, Юрий Азагаров». Так читатель впервые узнает имя главного героя, который до этого момента был безымянным «мальчиком», «реалистиком» и «тапёром», что подчеркивает его переход из безликого исполнителя в личность.
17
Под звуки какого марша были зажжены свечи на ёлке?

Правильный ответ:

Марша из «Фауста»

Пояснение:

После того, как Юрий Азагаров доказал свое мастерство, Аркадий Николаевич попросил его сыграть что-нибудь бравурное для начала праздника: «Ну, а теперь сыграйте-ка нам какой-нибудь марш побравурнее». Выбор пал на торжественную и популярную музыку. В тексте прямо указано: «Под громкие звуки марша из «Фауста» были поспешно зажжены свечи на ёлке». Этот момент стал официальным началом детского праздника.
18
Кем оказался необыкновенный гость с «царственным» и «львиным» лицом, вошедший в залу?

Правильный ответ:

Известным музыкантом

Пояснение:

Кульминацией вечера стало появление в доме Рудневых необычайного гостя, чья властная и величественная внешность приковала к себе всеобщее внимание. Хотя его профессия не названа сразу, все детали указывают на человека искусства. Позже Аркадий Николаевич раскрывает тайну его личности Юрию Азагарову — это был Антон Григорьевич Рубинштейн, всемирно известный пианист, композитор и дирижер, основатель первой русской консерватории.
19
Как хозяин дома, Аркадий Николаевич, назвал гостя?

Правильный ответ:

Антон Григорьевич

Пояснение:

Сопровождая важного гостя в кабинет, Аркадий Николаевич почтительно обращался к нему по имени и отчеству, упрашивая о чем-то: «Ну хоть что-нибудь, Антон Григорьевич. И для меня, и для детей это будет навсегда историческим событием». Это обращение — «Антон Григорьевич» — является ключевой подсказкой для внимательного читателя, который может догадаться, что речь идет о великом Антоне Григорьевиче Рубинштейне, чье имя гремело в то время.
20
Что попросил Антон Григорьевич сыграть Юрия Азагарова?

Правильный ответ:

Еще раз рапсодию номер два

Пояснение:

Заметив талантливого мальчика и выслушав рассказ Аркадия Николаевича, великий музыкант подошел к Юрию. Его просьба была короткой и властной, и она касалась именно того произведения, в котором юный пианист смог в полной мере раскрыть свой талант: «Сыграйте, пожалуйста, ещё раз рапсодию номер два». Он хотел лично убедиться в одаренности мальчика, прослушав сложное произведение второй раз.
21
Как Юрий Азагаров играл рапсодию во второй раз, в присутствии великого музыканта?

Правильный ответ:

Лучше, чем когда-либо в своей жизни

Пояснение:

Присутствие великого маэстро оказало на Юрия магическое действие. Поначалу он играл робко, но затем «присутствие того, властного и необыкновенного человека почему-то вдруг наполнило его душу артистическим волнением и придало его пальцам исключительную гибкость и послушность». Автор подчеркивает, что мальчик «сам чувствовал, что никогда ещё не играл в своей жизни так хорошо, как в этот раз». Это было вдохновение, рожденное встречей с гением.
22
Что сделал Аркадий Николаевич после второго исполнения рапсодии?

Правильный ответ:

Дал Юрию конверт с деньгами и велел ехать с Рубинштейном

Пояснение:

Понимая, что в жизни мальчика наступил решающий момент, Аркадий Николаевич поступил как мудрый и чуткий человек. Он тайно передал Юрию плату за вечер и велел немедленно собираться, чтобы ехать вместе с великим музыкантом, который заинтересовался его игрой. «Возьмите этот конвертик… А сами идите сейчас же в переднюю и одевайтесь. Вас довезёт Антон Григорьевич». Он понимал, что дальнейшая судьба мальчика теперь в руках Рубинштейна.
23
Почему Аркадий Николаевич назвал произошедшее «подарком» для Юрия?

Правильный ответ:

Потому что на ёлке ему выпал шанс быть замеченным Рубинштейном

Пояснение:

Аркадий Николаевич, поздравляя мальчика, говорит: «…я вас, дорогой мой, от души поздравляю и радуюсь, что у меня на ёлке вам совсем случайно выпал такой подарок». Этим «подарком» была не материальная вещь, а уникальный шанс, счастливый случай, который выпадает раз в жизни. Судьба подарила бедному мальчику-тапёру встречу с великим учителем, который мог дать его таланту дорогу в жизнь. Это был самый главный и бесценный рождественский подарок.
24
Кем стал Юрий Азагаров, когда вырос?

Правильный ответ:

Одним из талантливейших композиторов

Пояснение:

В эпилоге рассказа автор сообщает читателю о дальнейшей судьбе главного героя. Встреча с Рубинштейном действительно стала для него судьбоносной. Мальчик вырос и полностью реализовал свой дар, получив признание. Автор пишет: «Реалист в поношенном мундире давно уже известен теперь всей России как один из талантливейших композиторов». Так рождественское чудо превратилось в реальность, а бедный тапёр стал гордостью русской музыки.
25
С кем сравнивается голова Антона Рубинштейна в рассказе?

Правильный ответ:

С львиной

Пояснение:

Описывая внешность великого музыканта, автор уделяет особое внимание его голове, подчеркивая ее мощь и властность. Завершает портрет такая деталь: «Общее впечатление довершала длинная грива густых, небрежно заброшенных назад волос, делавшая эту характерную, гордую голову похожей на львиную…». Сравнение с царем зверей как нельзя лучше передает ощущение силы, таланта и царственного величия, исходившее от личности Рубинштейна.
26
Что, по мнению автора, происходило в доме Рудневых на праздниках?

Правильный ответ:

Дни полной анархии

Пояснение:

Жизнь в доме Рудневых, особенно в праздники, была далека от строгого порядка. Автор прямо называет эти дни «днями полной анархии, приводившей в отчаяние прислугу». В это время смешивались все понятия о времени, на стол не накрывали по часам, буфет был открыт весь день, а молодежь могла потребовать еды в любой момент. Эта атмосфера веселого хаоса, гостеприимства и безалаберности была характерной чертой старой Москвы, описанной Куприным.
27
Какое развлечение Аркадий Николаевич устраивал для молодежи после крупного выигрыша?

Правильный ответ:

Поездку за город на тройках

Пояснение:

Будучи человеком щедрым и любящим веселье, Аркадий Николаевич иногда, после особенно удачной игры в карты, устраивал для детей и их друзей сюрприз. Он предлагал им ехать за город: «Посылали за тройками к Ечкину, скакали, сломя голову, за Тверскую заставу, обедали в „Мавритании“ или в „Стрельне“». Эти «эскапады дурного тона», как их называла его жена, были для молодежи самым любимым и безумно веселым развлечением.
28
Что, по словам Татьяны, она была готова сделать, если тапёра НЕ найдут?

Правильный ответ:

Попросить поиграть тётю Соню, а потом заменить её самой

Пояснение:

Когда стало ясно, что музыканта нет, а гости уже съезжаются, обеспокоенная Татьяна стала искать выход из положения. Она предложила старшей сестре компромиссный вариант: «Придётся попросить тётю Соню поиграть немного… А потом я её сама как-нибудь заменю». Однако Лидия отвергла это предложение, язвительно заметив, что тетя Соня потом будет всех попрекать одолжением, а игра самой Татьяны оставляет желать лучшего.
29
Какой подарок Аркадий Николаевич посоветовал купить для гимназиста последнего класса?

Правильный ответ:

Портсигар

Пояснение:

Аркадий Николаевич лучше всех умел подбирать подарки по вкусу. Когда дочери спросили его, что подарить взрослому гимназисту Коле Радомскому, он проявил свою житейскую мудрость и знание психологии. Он посоветовал купить не игрушку, а «хорошенький портсигар», заметив: «Юноша будет польщён таким солидным подарком». Этим он показал, что относится к юноше как к взрослому, что для молодого человека в таком возрасте было особенно важно и лестно.
30
Что Юрий Азагаров никому НЕ передавал до конца своей жизни?

Правильный ответ:

Священные слова, сказанные ему учителем в ту ночь

Пояснение:

Финал рассказа окутан тайной. Автор сообщает, что великий учитель, увозя с собой юного гения, сказал ему что-то очень важное. Эти слова навсегда остались секретом, который повзрослевший композитор хранил в своей душе. «Но никогда и никому Азагаров не передавал тех священных слов, которые ему говорил, едучи с ним в санях, в эту морозную рождественскую ночь его великий учитель». Эта недосказанность придает истории особую глубину и подчеркивает сакральный, почти мистический характер передачи таланта от учителя к ученику.