
Тест по рассказу Шолохова «Родинка»
Тест по рассказу Шолохова «Родинка» — это проверочная работа, рассчитанная на учащихся 7-11 класса. Она поможет проверить знание сюжета, понимание характеров главных героев, трагического конфликта произведения и символического значения ключевых деталей, заложенных автором в это небольшое, но ёмкое произведение.
Правильный ответ:
18 летПояснение:
В самом начале рассказа, при заполнении анкеты, автор акцентирует внимание на возрасте главного героя. Карандаш Николки медленно выводит цифру «18» в графе «возраст». Этот юный возраст контрастирует с его высокой должностью командира эскадрона и «по-стариковски сутулой» спиной. Шолохов подчеркивает, что Николка стыдится своих лет, считая их недостаточными для такого ответственного поста, и его скулы «полыхают досадным румянцем» при заполнении этой графы. Это создает образ очень молодого человека, на чьи плечи легла непосильная ноша войны и ответственности, что делает его судьбу еще более трагичной.
Правильный ответ:
Родинку на левой ногеПояснение:
Эта деталь является ключевой для всего сюжета произведения и вынесена в его заглавие. В тексте прямо говорится: «От отца Николка унаследовал любовь к лошадям, неизмеримую отвагу и родинку, такую же, как у отца, величиной с голубиное яйцо, на левой ноге, выше щиколотки». Родинка становится трагическим знаком родства, который в финале рассказа позволяет атаману опознать в убитом им красноармейце собственного сына. Именно эта наследственная примета превращает обычную военную стычку в страшную семейную трагедию, обнажая весь ужас братоубийственной гражданской войны, где отец и сын становятся смертельными врагами.
Правильный ответ:
Из-за родинки, которая считается знаком счастьяПояснение:
Во время купания в Дону военком, увидев родинку на ноге Николки, говорит ему: «Ты счастли... счастливый! Ну да, счастливый! Родинка — это, говорят, счастье». Этот эпизод наполнен горькой иронией. Народное поверье о родинке как о знаке счастья вступает в резкое противоречие с реальной судьбой Николки — сироты, с детства познавшего тяжелый труд и ужасы войны. Ответ самого героя («Брешешь ты, чудак! Я с мальства сирота, в работниках всю жизнь гибнул, а он — счастье!..») подчеркивает этот диссонанс. В итоге родинка и вовсе становится причиной трагического узнавания и гибели его отца, что окончательно разрушает миф о «счастливом» знаке.
Правильный ответ:
О том, чтобы уехать учитьсяПояснение:
Несмотря на свой статус командира, Николка чувствует огромную усталость от войны и крови. Его тяготит собственная необразованность, из-за которой его стыдит военком. Внутренний монолог героя раскрывает его сокровенное желание: «Учиться бы поехать куда-нибудь, а тут банда...», «В город бы уехать... Учиться б...». Эти мысли показывают, что в душе восемнадцатилетнего командира живет не суровый вояка, а обычный парень, мечтающий о мирной жизни, знаниях и нормальном будущем, которое у него отняла Гражданская война. Ему «опостылело все», и он тяготится необходимостью снова проливать кровь.
Правильный ответ:
Семь летПояснение:
Рассказывая о судьбе атамана, Шолохов перечисляет вехи его скитаний, подчеркивая, как долго он был оторван от родины: «Семь лет не видал атаман родных куреней». За эти годы он прошел через германский плен, армию Врангеля, эмиграцию в Константинополе, лагерь, скитания по Турции и Кубани, и в итоге стал предводителем банды. Эта цифра — семь лет — подчеркивает глубину его отрыва от корней, что привело к ожесточению и душевной пустоте. Его возвращение на Дон происходит не в качестве мирного жителя, а в качестве врага новой власти, что и предопределяет трагический финал.
Правильный ответ:
Чудную и непонятную больПояснение:
Автор описывает сложное внутреннее состояние атамана. Несмотря на внешнюю жестокость, его душа не была полностью мертва. В тексте говорится: «Зачерствела душа у него... Боль, чудная и непонятная, точит изнутри, тошнотой наливает мускулы, и чувствует атаман: не забыть ее и не залить лихоманку никаким самогоном». Это чувство, которое сам герой не может до конца осознать, является, по сути, тоской по утраченной нормальной жизни, по семье, по дому. Он пьет беспробудно не от веселья, а пытаясь заглушить эту внутреннюю боль, которая свидетельствует о том, что он не просто бездушный бандит, а человек со сломанной судьбой.Правильный ответ:
Заставили его есть землю и отобрали зерноПояснение:
Сцена на мельнице ярко демонстрирует жестокость и цинизм бандитов. Сначала атаман пытается обмануть мельника, представившись красным. Затем, найдя зерно, он обвиняет старика в сочувствии красным и подвергает его страшному унижению, чтобы доказать свою власть. Атаман заставляет Лукича поклясться, что тот не за красных, и требует: «Да ты не крестись, а землю ешь!..». Испуганный старик подчиняется. После этого банда забирает все его зерно, которое он «по зернушку собирал» целый год, и скармливает коням. Этот эпизод показывает не только безжалостность атамана, но и мотивирует дальнейшие действия мельника, который решает сообщить о банде Николке.Правильный ответ:
В хутор, чтобы доложить о банде отряду НиколкиПояснение:
Когда Лукича приводят к командиру, он сначала пугается, но потом узнает в нем молодого красноармейца, которому он когда-то оказал гостеприимство. Мельник радостно восклицает: «Родимый, свои это, а я думал — опять супостатники энти... Мельник я. Как шли вы через Митрохин лес и ко мне заезжали, еще молоком я тебя, касатик, поил... Аль запамятовал?..». Этот момент показывает, что Лукич не просто безличный доносчик, он видит в Николке «своего», того, кто способен защитить и восстановить справедливость. Для Николки же это рутинный эпизод, и он сухо переходит к делу, спрашивая о банде.
Правильный ответ:
Он узнал в командире красноармейца, которому ранее помогал, и увидел в нём «своего» защитникаПояснение:
Доверие Лукича основано не на страхе или корысти, а на личном узнавании. Пережив унижение от бандитов, которых он воспринимает как чужих («супостатники»), мельник с облегчением и радостью узнаёт в суровом командире знакомое лицо. Его слова: «Родимый, свои это... Как шли вы... еще молоком я тебя, касатик, поил...» — показывают, что он видит в Николке не просто представителя власти, а «своего», человека, с которым его связывает доброе воспоминание. Именно эта личная связь, основанная на прошлом акте гостеприимства, рождает доверие и надежду на восстановление справедливости, побуждая старика рассказать всё без утайки.
Правильный ответ:
Она издохла от изнеможения во двореПояснение:
Автор использует эту деталь, чтобы подчеркнуть крайнюю срочность и важность донесения. Нарочный скакал «сорок верст, не передыхая», потому что на пакете стояли три креста — знак особой важности. Его лошадь, «потом горячим облитая», не выдерживает такого бешеного темпа. В тексте сказано: «Посреди двора упала та на передние ноги, потом — на бок, захрипела отрывисто и коротко и издохла...». Смерть загнанного животного становится зловещим предзнаменованием грядущего кровопролития и подчеркивает жестокую реальность войны, где не жалеют ни людей, ни животных ради достижения цели.
Правильный ответ:
ВолкПояснение:
Для создания напряженной и дикой атмосферы боя Шолохов вводит образ волка. «Из бурелома на бугор выскочил волк, репьями увешанный. Прислушался, утнув голову вперед». Появление хищника в разгар человеческой бойни символично. Оно подчеркивает, что борьба людей опустилась до звериного уровня, стала такой же жестокой и первобытной, как борьба за выживание в дикой природе. Волк, услышав выстрелы, спокойно удаляется в лог, словно уступая место более страшным хищникам — людям. Ранее банда атамана также сравнивается с волком: «как набелившийся волк от овечьей отары, уходят дорогами...».
Правильный ответ:
«Щенок белогубый»Пояснение:
В момент решающей схватки атаман, видя молодое, безусое лицо противника, исполненное злобы, кричит ему с презрением: «Щенок белогубый!.. Махай, махай, я тебе намахаю!..». Это грубое, уничижительное обращение отражает его уверенность в собственном превосходстве опытного воина над молодым и «горячим» командиром. В этих словах кроется страшная ирония судьбы: не зная этого, отец оскорбляет и готовится убить собственного сына. Фраза «щенок белогубый» подчеркивает молодость Николки и слепоту атамана, который видит перед собой лишь врага, а не родную кровь.
Правильный ответ:
Снять с него хромовые сапогиПояснение:
Этот поступок характеризует атамана как ожесточенного, привыкшего к реалиям войны мародера, для которого убитый враг — источник наживы. В тексте детально описаны его действия: «Соскочил атаман, бинокль с убитого сдернул, глянул на ноги, дрожавшие мелким ознобом, оглянулся и присел сапоги снять хромовые с мертвяка». Хорошие сапоги были большой ценностью в то время. Именно это циничное и обыденное для него действие — снятие сапог с убитого — приводит к трагической развязке. Если бы не желание завладеть сапогами, он бы никогда не увидел родинку и не узнал бы своего сына.
Правильный ответ:
Он застрелился из маузераПояснение:
Узнав в убитом им «щенке белогубом» своего сына Николушку, атаман испытывает невыносимое потрясение. Осознание того, что он собственноручно убил своего ребенка, становится для него приговором. После отчаянных и бессмысленных попыток оживить сына («Да скажи же хоть слово! Как же это, а?») он принимает решение. Шолохов описывает это лаконично и страшно: «К груди прижимая, поцеловал атаман стынущие руки сына и, стиснув зубами запотевшую сталь маузера, выстрелил себе в рот...». Самоубийство становится для него единственным выходом, искуплением и признанием полного краха своей жизни.
Правильный ответ:
Профессию «землероб»Пояснение:
В анкете, которую заполняет Николка, после его имени и должности следует короткое слово: «Землероб». Это его социальное происхождение, его корни. Хотя он казак по отцу, его основное занятие до войны было крестьянским. Это простое слово связывает его с мирным трудом, с землей, противопоставляя его нынешней военной жизни. Оно подчеркивает, что война для него — дело вынужденное, а его истинное призвание — мирный труд на земле. Это делает его внутренний конфликт и мечту «учиться» еще более понятными и трагичными.
Правильный ответ:
Потому что это была давняя казачья традиция и способ заглушить душевную больПояснение:
Автор дает развернутое объяснение пьянству атамана, связывая его с двумя причинами. Во-первых, это глубоко укорененная казачья традиция: «исстари так заведено, деды и прадеды пили». Шолохов даже иронично упоминает герб Войска Донского с пьяным казаком. Во-вторых, и это главное, алкоголь был для атамана способом сбежать от «чудной и непонятной» душевной боли, от тоски по утраченной жизни. Он пил, «потому что пахуче и сладко цветет жито», из которого гонят самогон, но на самом деле пытался «залить лихоманку» своей истерзанной души, что ему, однако, не удавалось.
Правильный ответ:
Бить по правому флангу, чтобы заломить крылоПояснение:
Этот короткий эпизод показывает Николку как грамотного и решительного командира, несмотря на его юный возраст и внутренние терзания. Перед началом боя он четко ставит боевую задачу пулеметной двуколке: «Как пойдем в атаку — лупи по правому флангу. Нам надо крыло ихнее заломить!». Эта военная команда демонстрирует его тактическое мышление и опыт. Он не просто бросается в бой, а имеет конкретный план, как разгромить противника. Это делает его образ более многогранным: он не только мечтающий об учебе юноша, но и умелый красный командир.
Правильный ответ:
Будто боялся проговориться о чем-то важномПояснение:
В описании смерти Николки есть важная символическая деталь: «накрепко закусил Николка посинелый кончик языка, будто боялся проговориться о чем-то неизмеримо большом и важном». Эта фраза выходит за рамки простого физиологического описания. Она придает смерти героя метафизический смысл. Возможно, он уносит с собой в могилу некую тайну, связанную с его верой, с идеями, за которые он сражался. Или же это символ невысказанности, немоты целого поколения, уничтоженного войной. Он умирает, так и не успев рассказать о своих мечтах, о своей боли, о своей правде, сохраняя верность своей тайне до конца.
Правильный ответ:
Коршун-стервятникПояснение:
Финал рассказа символичен и безрадостен. Когда к месту трагедии приближаются другие всадники, «с лохматой головы атамана нехотя сорвался коршун-стервятник». Эта хищная птица, питающаяся падалью, является символом смерти и забвения. Коршун сидел на голове мертвого атамана, словно венчал его страшный конец. Его полет и исчезновение в «сереньком, поосеннему бесцветном небе» подчеркивает безысходность и пустоту, оставшуюся после гибели героев. Природа безучастна к человеческой трагедии, и единственным свидетелем и выгодоприобретателем от нее оказывается стервятник.
Правильный ответ:
Гильзы, полевая карта и краюха хлебаПояснение:
Описание стола Николки в первой главе является важной художественной деталью, создающей портрет эпохи и героя. На нем соседствуют предметы войны и мирной жизни: «гильзы патронные, пахнущие сгоревшим порохом, баранья кость, полевая карта, сводка, уздечка наборная... краюха хлеба». Этот натюрморт отражает быт красного командира в походных условиях. Гильзы и карта говорят о его военной деятельности, а простая еда — краюха хлеба и баранья кость — о скудности и простоте его жизни. Это смешение военного и бытового подчеркивает, что война стала для него обыденностью, рутиной.