Тест по сказке Маршака «Двенадцать месяцев»
Тест по сказке Маршака «Двенадцать месяцев» — это проверочная работа, рассчитанная на учащихся 5 класса. Вопросы теста охватывают весь сюжет произведения: от жестокого приказа мачехи до волшебной встречи в лесу и справедливого финала. Тест поможет проверить знание деталей и понимание основной мысли сказки.
Другое по теме:
1
В какой стране, согласно сказке, происходили описанные события?
Правильный ответ:
В БогемииПояснение:
В самом начале произведения автор уточняет, что эта история произошла в горной стране Богемии. Это историческая область в Центральной Европе, на территории современной Чехии. Упоминание конкретного, хоть и несколько сказочного, места действия придает повествованию большую достоверность и позволяет читателю лучше погрузиться в атмосферу старинной легенды, где чудеса могут происходить на самом деле.2
Чем, по словам автора, дочка мачехи занималась целыми днями?
Правильный ответ:
Валялась на перине и ела пряникиПояснение:
В сказке ярко противопоставляются трудолюбивая падчерица и ленивая дочка. В то время как падчерица работала с утра до ночи, ее сводная сестра вела праздный образ жизни. Автор пишет: «Дочка по целым дням на перине валялась, да пряники ела». Эта деталь подчеркивает несправедливость и неравенство в семье, а также избалованность и безделье дочки, которая не знала ни забот, ни труда.3
Какую работу НЕ выполняла падчерица для своей мачехи?
Правильный ответ:
Готовила еду на всю семьюПояснение:
В сказке перечисляется множество тяжелых обязанностей, которые взвалила мачеха на падчерицу: «то воды натаскай, то хворосту из лесу привези, то белье на речке выполощи, то грядки в огороде выполи». Однако среди этих дел ни разу не упоминается приготовление пищи. Этот факт не умаляет тяжести ее труда, но является точной деталью из текста, проверяющей внимательность читателя к перечисленным автором обязанностям героини.4
В каком месяце мачеха отправила падчерицу в лес за подснежниками?
Правильный ответ:
В январеПояснение:
Автор четко указывает время действия: «Была зима. Шел январь месяц». Выбор января, самого сурового зимнего месяца, неслучаен. Он максимально усиливает жестокость и абсурдность приказа мачехи. Именно в январе стоят самые сильные морозы и лежат самые глубокие сугробы, что делает задачу по поиску весенних цветов не просто трудной, а смертельно опасной и заведомо невыполнимой в обычных условиях.5
Зачем мачехе и ее дочке понадобились подснежники посреди зимы?
Правильный ответ:
Чтобы подарить их имениннице-сестреПояснение:
Мачеха отправила падчерицу в лес за цветами, потому что на следующий день у ее родной дочери были именины. В тексте она говорит: «Сходила бы ты в лес да набрала там подснежников. Завтра сестрица твоя именинница». Этот каприз, желание подарить на день рождения живые весенние цветы зимой, демонстрирует полное пренебрежение мачехи и сестры к жизни и здоровью падчерицы, их эгоизм и бессердечие.6
Какие слова сказала сводная сестра, отправляя падчерицу в зимний лес?
Правильный ответ:
«Если и пропадешь, так плакать о тебе никто не станет»Пояснение:
Сводная сестра проявила такую же жестокость, как и ее мать. Когда падчерица пыталась возразить, что зимой подснежников не найти, сестра отрезала: «Если и пропадешь, так плакать о тебе никто не станет. Ступай да без цветов не возвращайся». Эти слова показывают ее абсолютное равнодушие к судьбе сестры и злой характер. Она не только не заступилась за падчерицу, но и подтолкнула ее к верной гибели.7
Во что была закутана девочка, когда пошла в лес?
Правильный ответ:
В рваный платокПояснение:
Автор подчеркивает бедственное положение падчерицы, описывая ее одежду: «Заплакала девочка, закуталась в рваный платок и вышла из дверей». Рваный платок в лютую январскую стужу — это деталь, которая вызывает у читателя глубокое сочувствие. Она показывает не только бедность, но и полное отсутствие заботы со стороны мачехи и сестры, которые отправили ее на мороз практически без теплой одежды, обрекая на замерзание.8
Что девочка увидела в лесу, когда совсем отчаялась и села на поваленное дерево?
Правильный ответ:
Далекий огонекПояснение:
Когда падчерица, измученная и замерзшая, села на поваленное дерево, решив, что ей «все равно, где замерзать», она увидела спасение. В тексте говорится: «И вдруг далеко меж деревьев сверкнул огонек — будто звезда среди ветвей запуталась». Этот огонек стал для нее символом надежды, он дал ей силы подняться и идти дальше сквозь сугробы и бурелом, что в итоге и привело ее к волшебной встрече с братьями-месяцами.9
Чем, по словам автора, запахло, когда девочка приблизилась к костру?
Правильный ответ:
Теплым дымкомПояснение:
По мере приближения к огню девочка начала ощущать признаки жизни и тепла. Автор пишет: «Уж и теплым дымком запахло и слышно стало, как потрескивает в огне хворост». Этот простой и естественный запах дыма от костра в замерзшем лесу был для нее предвестником спасения от холода. Он контрастировал с ледяным безмолвием и темнотой, обещая тепло, свет и, как оказалось, настоящее чудо.10
На кого, по мнению падчерицы, НЕ были похожи люди, сидящие у костра?
Правильный ответ:
На охотников и дровосековПояснение:
Увидев сидящих у костра, девочка сразу поняла, что это не обычные люди. В тексте отражены ее мысли: «На охотников будто не похожи, на дровосеков еще того меньше: вон они какие нарядные — кто в серебре, кто в золоте, кто в зеленом бархате». Охотники и дровосеки — это те, кого можно было бы ожидать встретить в зимнем лесу. Необычные, богатые наряды сидящих у костра сразу указали падчерице на их сверхъестественную природу.11
Сколько всего человек насчитала девочка у костра?
Правильный ответ:
ДвенадцатьПояснение:
Внимательно присмотревшись к сидящим у костра людям, девочка начала их считать. В сказке говорится: «Стала она считать, насчитала двенадцать». Это число является ключевым для всей сказки, так как эти двенадцать человек и были братьями-месяцами, олицетворяющими собой годовой природный цикл. Их было ровно столько, сколько месяцев в году, что и намекает на их истинную сущность.12
Как были разделены братья-месяцы по возрасту?
Правильный ответ:
Трое старых, трое пожилых, трое молодых и трое мальчиковПояснение:
Автор дает точное описание возрастной градации братьев-месяцев, которое соответствует смене сезонов в году: «трое старых, трое пожилых, трое молодых, а последние трое — совсем еще мальчики». Эта классификация символизирует природный цикл: старые — это уходящие зимние месяцы, пожилые — осенние, молодые — летние, а мальчики — весенние месяцы, символизирующие юность и начало новой жизни в природе.13
Кто из братьев-месяцев первым обратился к девочке?
Правильный ответ:
Самый высокий, бородатый, бровастый старикПояснение:
Первым с девочкой заговорил хозяин текущего времени года — Январь. Он описан как «самый высокий, бородатый, бровастый» старик. Именно он, как старший и правящий в тот момент месяц, взял на себя ответственность выяснить, кто пришел на их поляну и с какой целью. Его грозный вид и громкий голос сначала напугали девочку, но именно с этого вопроса начался ее волшебный диалог с месяцами.14
Услышав просьбу девочки о подснежниках, старик (Январь) сначала …
Правильный ответ:
засмеялсяПояснение:
Первой реакцией Января-месяца на просьбу о подснежниках был смех. В тексте сказано: «Засмеялся старик: — Это в январе-то подснежников? Вон чего выдумала!». Его смех был вызван крайней нелепостью и невозможностью такой просьбы. Он, как никто другой, знал, что в его время в лесу могут быть только снег и мороз, но никак не весенние цветы. Этот смех подчеркивает абсурдность ситуации, в которую поставила девочку ее мачеха.15
На что был похож разговор месяцев между собой, который слушала девочка?
Правильный ответ:
На шум деревьевПояснение:
Когда месяцы начали переговариваться, их речь была непонятна для человеческого уха. Автор описывает это так: «Стоит девочка, слушает, а слов не понимает — будто это не люди разговаривают, а деревья шумят». Этот образ подчеркивает их природную, стихийную сущность. Их язык — это язык самой природы, который звучит для человека как шум леса, и только потом он снова обретает форму понятных слов.16
Что ответила девочка на вопрос, что она будет делать, если не найдет подснежников?
Правильный ответ:
«В лесу останусь, буду марта месяца ждать»Пояснение:
Ответ падчерицы показал братьям-месяцам ее кротость, покорность судьбе и одновременно отчаянную решимость. Она понимала, что без цветов ей нельзя возвращаться домой, и сказала: «В лесу останусь. Буду марта месяца ждать. Уж лучше мне в лесу замерзнуть, чем домой без подснежников вернуться». Эти слова, полные отчаяния и смирения, тронули сердца месяцев и стали решающим фактором в их решении помочь ей.17
Кто из месяцев первым предложил уступить свое место, чтобы помочь девочке?
Правильный ответ:
МартПояснение:
Первым проявить сострадание и нарушить порядок решил самый молодой и веселый месяц — Март. Он подошел к Январю и попросил: «Братец Январь, уступи мне на час свое место!». Именно Март является месяцем, когда появляются подснежники, поэтому его желание помочь девочке было самым логичным. Его порыв символизирует приход весны и тепла на смену зимней стуже, пусть даже и на короткий час.18
Кто из братьев убедил Январь уступить свое место, сказав, что девочка «всем месяцам своя»?
Правильный ответ:
ФевральПояснение:
Хотя Март первым вызвался помочь, решающее слово сказал другой зимний месяц — Февраль. Он заступился за девочку, сказав: «Уступи, я спорить не стану! Мы все хорошо ее знаем: то у проруби ее встретишь с ведрами, то в лесу с вязанкой дров. Всем месяцам она своя. Надо ей помочь». Эти слова показывают, что братья-месяцы давно наблюдали за трудолюбивой и терпеливой девочкой и ценили ее стойкость и доброту.19
Какое заклинание произнес Январь, прежде чем передать посох Февралю?
Правильный ответ:
«Не трещите, морозы, в заповедном бору»Пояснение:
Прежде чем уступить свое время, Январь должен был усмирить собственную стихию. Он стукнул посохом и произнес заклинание, приказывающее морозам отступить: «Не трещите, морозы, в заповедном бору, у сосны, у березы не грызите кору!». Этими словами он прекратил сильную стужу, подготовив природу к кратковременному приходу более мягкой погоды и затем весны. Лед и мороз отступили, дав дорогу вьюгам Февраля.20
Что произошло в лесу сразу после того, как Февраль произнес свое заклинание?
Правильный ответ:
Зашумел бурный ветер и закружились снежные вихриПояснение:
Февраль, приняв посох от Января, призвал свою стихию — вьюги и метели. Его заклинание «Ветры, бури, ураганы, дуйте что есть мочи!» немедленно возымело действие. В сказке говорится: «зашумел в ветвях бурный, мокрый ветер. Закружились снежные хлопья, понеслись по земле белые вихри». Это была последняя бурная вспышка зимы перед тем, как уступить место весеннему теплу Марта.21
Во что превратился ледяной посох в руках у Марта?
Правильный ответ:
В большую ветку, покрытую почкамиПояснение:
Когда Март взял посох, волшебство весны проявилось мгновенно. Ледяной посох зимы, символ холода и власти мороза, преобразился в его руках. В тексте сказано: «Смотрит девочка, а это уже не посох. Это большая ветка, вся покрытая почками». Эта трансформация наглядно символизирует победу жизни и тепла над зимним оцепенением, пробуждение природы с приходом весны.22
Месяц Март, ударив о землю посохом, запел звонкую песню, в которой были слова: «Пробирается медведь сквозь лесной валежник. Стали птицы песни петь, и …»
Правильный ответ:
расцвел подснежникПояснение:
Песня Марта — это волшебное заклинание, пробуждающее природу. Каждая строчка описывает приметы весны. Заключительные слова песни прямо указывают на исполнение желания девочки: «Стали птицы песни петь, и расцвел подснежник». Сразу после этих слов по всей поляне, освободившейся от снега, действительно расцвели долгожданные цветы, ради которых падчерица и пришла в лес, рискуя жизнью.23
Сколько времени братья-месяцы выделили падчерице на сбор подснежников?
Правильный ответ:
Один часПояснение:
Март, сотворив весну, поторопил девочку, так как время чуда было ограничено. Он сказал ей: «Торопись, нам с тобой всего один часок братья мои подарили». Этот час был драгоценным даром, нарушением естественного хода времени, совершенным из сострадания к девочке. Ограниченность времени подчеркивает ценность подарка и заставляет героиню действовать быстро, чтобы успеть выполнить задание.24
Что увидела девочка, когда вернулась на поляну с полной корзиной цветов?
Правильный ответ:
Пустую поляну, освещенную полной лунойПояснение:
Когда падчерица, набрав подснежников, вернулась на поляну, волшебство уже закончилось. Она не застала ни костра, ни братьев-месяцев. В тексте говорится: «А там уже ни костра, ни братьев нет… Светло на поляне, да не по-прежнему. Не от огня свет, а от полного месяца, что взошел над лесом». Чудо свершилось и исчезло, оставив после себя лишь результат — корзину цветов и тихую, залитую лунным светом зимнюю поляну.25
Как мачеха с дочкой отреагировали на рассказ падчерицы о встрече с месяцами?
Правильный ответ:
Они слушали, качали головами, веря и не веряПояснение:
Реакция мачехи и дочки была двойственной. С одной стороны, рассказ звучал как невероятная выдумка. С другой — перед ними лежало неопровержимое доказательство: целый ворох свежих подснежников. Автор описывает их состояние так: «Слушают они обе и головами качают — верят и не верят». Жадность и здравый смысл боролись в них, но вид настоящих весенних цветов посреди зимы заставил их в конечном итоге поверить в чудо.26
О чем пожалела сестра, узнав, что падчерица просила у месяцев только подснежники?
Правильный ответ:
Что та не попросила яблок, груш, ягод и грибовПояснение:
Услышав, что падчерица, встретившись со всеми месяцами, попросила только цветы, корыстная сестра назвала ее «дурой». Ее жадность тут же подсказала ей, сколько всего можно было выпросить: «Ну, будь я на твоем месте, я бы знала, чего просить. У одного — яблок да груш сладких, у другого — земляники спелой, у третьего — грибов беленьких, у четвертого — свежих огурчиков!». Этот перечень показывает ее приземленность и жажду наживы.27
Как повела себя дочка мачехи, когда пришла на поляну к костру братьев-месяцев?
Правильный ответ:
Не поздоровалась и села греться, выбрав место пожарчеПояснение:
В отличие от своей вежливой и скромной сестры, дочка мачехи вела себя нагло и бесцеремонно. В тексте сказано, что она «подошла к самому костру, не поклонилась, приветливого слова не сказала, а выбрала место, где пожарче, и стала греться». Такое поведение сразу же продемонстрировало ее дурной нрав, неуважение к старшим и эгоизм, что и предопределило ее дальнейшую печальную судьбу.28
Что ответил Январь-месяц на требование мачехиной дочки дать ей летних даров?
Правильный ответ:
«Не бывать лету перед весной, а весне перед зимой»Пояснение:
Январь-месяц, как хранитель природного порядка, строго ответил на наглые требования девушки. Его слова «Не бывать лету перед весной, а весне перед зимой. Далеко еще до июня-месяца» — это не просто отказ, а напоминание о незыблемости законов природы, которые нельзя нарушать ради чьей-то прихоти. Падчерице помогли из сострадания, а требовательной и злой дочке решили преподать суровый урок.29
Какое наказание постигло мачехину дочку за ее жадность и грубость?
Правильный ответ:
Январь-месяц поднял метель, и ее замело снегомПояснение:
В ответ на дерзость девушки Январь-месяц проявил свою зимнюю силу. Он махнул рукавом, и «поднялась в лесу метель от земли до неба». Девушка не смогла противостоять стихии, свалилась в сугроб, и ее полностью замело снегом. Это стало справедливым наказанием за ее злобу, жадность и неуважение. Она хотела получить летние дары зимой, а в итоге получила лишь холод и вечную зиму.30
Что, по словам людей, было особенного в саду у выросшей падчерицы?



