Тест по сказке Одоевского «Городок в табакерке»
Тест по сказке Одоевского «Городок в табакерке» — это проверочная работа, рассчитанная на учащихся 4 класса. Вопросы охватывают весь сюжет: от описания чудесной табакерки до путешествия Миши по волшебному городку и знакомства с его жителями. Тест поможет проверить знание деталей и понимание основной идеи.
Другое по теме:
Правильный ответ:
Из черепахиПояснение:
В самом начале произведения автор подробно описывает внешний вид табакерки, чтобы подчеркнуть ее красоту и необычность. В тексте говорится: «Какая прекрасная табакерка! Пестренькая, из черепахи». Черепаховый панцирь в те времена был дорогим и красивым поделочным материалом, что сразу указывает на ценность и изысканность предмета, который так привлек внимание мальчика Миши и стал воротами в волшебный мир.
Правильный ответ:
Городок с башенками, домиками и деревьямиПояснение:
Изображение на крышке было отправной точкой для фантазии Миши и для всего сюжета сказки. Автор детально описывает миниатюрный мир: «А что на крышке-то! Ворота, башенки, домик, другой, третий, четвёртый, и счесть нельзя, и все мал мала меньше, и все золотые; а деревья-то также золотые, а листики на них серебряные». Именно этот волшебный пейзаж и вызвал у Миши непреодолимое желание попасть внутрь.
Правильный ответ:
Городок Динь-диньПояснение:
На вопрос Миши «Что это за городок?» папа дает ему простое и звучное название, которое сразу же ассоциируется с музыкой, издаваемой табакеркой. В тексте сказано: «Это городок Динь-динь, — отвечал папенька и тронул пружинку…». Это название не только отражает суть музыкальной шкатулки, но и готовит читателя к встрече с ее жителями — мальчиками-колокольчиками, чья речь и имена состоят из этого же звонкого звука.
Правильный ответ:
Заглядывал в печкуПояснение:
Любознательный Миша, услышав музыку, начал настоящее расследование, чтобы найти ее источник. Он методично проверял все возможные места в комнате: «он ходил и к дверям, — не из другой ли комнаты? И к часам — не в часах ли? и к бюро, и к горке; прислушивался то в том, то в другом месте; смотрел и под стол…». В этом перечне нет упоминания печки, так как она не является предметом, способным издавать мелодичные звуки, в отличие от часов или других механических устройств.
Правильный ответ:
КолокольчикиПояснение:
Когда Миша попросился в городок, папа сначала сказал, что там тесно. На вопрос мальчика «Да кто же там живёт?» отец дал простой и, как оказалось, правдивый ответ: «Кто там живёт? Там живут колокольчики». Этот ответ является ключом к пониманию всего устройства табакерки. Внутри волшебного мира Миша встретит именно ожившие колокольчики, которые и являются источником музыки.
Правильный ответ:
ПружинкуПояснение:
Открыв крышку и показав Мише механизм, отец дал ему одно-единственное, но очень важное предостережение. Он сказал: «Только вот этой пружинки не трогай, а иначе всё изломается». Этот запрет становится центральным элементом сюжета. Именно пружинка является «сердцем» всего механизма, и именно ее Миша в конце своего сна все-таки тронет, что приведет к поломке и пробуждению. Это показывает, что любопытство должно сочетаться с осторожностью.
Правильный ответ:
Мальчик с золотой головкой и в стальной юбочкеПояснение:
Когда Миша задремал над табакеркой, началось его волшебное путешествие. Проводником в сказочный мир стал его первый житель: «…внизу табакерки отворяется дверца и из дверцы выбегает мальчик с золотою головкой и в стальной юбочке». Этот персонаж и был мальчиком-колокольчиком, который пригласил Мишу в гости. Его описание точно соответствует внешнему виду реальных колокольчиков в музыкальных шкатулках.
Правильный ответ:
Вдали всё кажется маленьким, а вблизи — большимПояснение:
Путешествие под уменьшающимися сводами преподало Мише первый урок перспективы. Когда мальчик удивился, как они проходят под низкими арками, и, оглянувшись, увидел, что первый свод стал маленьким, его провожатый объяснил: «издали всегда так кажется… вдали всё кажется маленьким, а подойдёшь — большое». Это простое объяснение закона перспективы помогло Мише понять его прошлую неудачу в рисовании и стало первым важным открытием в городке.
Правильный ответ:
Кошку, которая спала на коврикеПояснение:
Рассказывая о своем открытии, Миша приводит конкретный пример из жизни: он пытался нарисовать комнату, где «маменька возле меня играет на фортепьяно, а папенька, на другом конце комнаты, читает книжку». Но у него не получалось, так как он рисовал отца большим, каким он и был на самом деле, не учитывая расстояние. В этом рассказе нет ни слова о кошке. Пример с рисованием наглядно иллюстрирует, как знание законов перспективы важно в изобразительном искусстве.
Правильный ответ:
Динь-динь-диньПояснение:
Когда Миша спросил своего проводника, почему тот постоянно повторяет «динь, динь, динь», мальчик-колокольчик ответил: «Уж у нас поговорка такая». Эта поговорка является звукоподражанием, она имитирует звон настоящих колокольчиков. У каждого жителя городка своя поговорка, которая отражает их функцию в механизме: колокольчики звенят, молоточки стучат, валик шуршит, а пружинка сжимается и разжимается.
Правильный ответ:
Из перламутраПояснение:
Попав на улицу волшебного городка, Миша был поражен его красотой. Автор создает сказочную картину, используя описание драгоценных и красивых материалов: «Мостовая вымощена перламутром; небо пёстренькое, черепаховое…». Перламутр, с его переливчатым блеском, как нельзя лучше подходит для создания образа волшебной мостовой, подчеркивая нереальность и великолепие мира, в который попал мальчик.
Правильный ответ:
Можно было поманить его, и оно сходило с неба в рукиПояснение:
Волшебный городок был интерактивным, и даже небесные светила в нем подчинялись жителям и гостям. В тексте есть удивительное описание: «…по небу ходит золотое солнышко; поманишь его — оно с неба сойдёт, вкруг руки обойдёт и опять поднимется». Эта деталь подчеркивает сказочность и игровое начало мира табакерки, где все устроено для удивления и развлечения, как в настоящей игрушке.
Правильный ответ:
Потому что они были разного размера и голос у них был разныйПояснение:
Это объяснение стало для Миши вторым важным уроком. Когда он предположил, что все колокольчики одинаковые, его провожатый возразил: «колокольчики не одинаковые. Если бы мы все были одинаковые, то и звенели бы мы все в один голос… Это оттого, что кто из нас побольше, у того и голос потолще». Так Миша узнал основной принцип акустики, по которому высота звука зависит от размера звучащего тела. Это знание было дано в простой и наглядной форме.
Правильный ответ:
У них не было никакого дела и занятияПояснение:
Миша думал, что жизнь колокольчиков — вечный праздник. Но они развеяли его заблуждение, назвав свою главную проблему: «Вся наша беда именно в том, что у нас, бедных, никакого нет дела; нет у нас ни книжек, ни картинок; нет ни папеньки, ни маменьки; нечем заняться; целый день играй да играй, а ведь это, Миша, очень, очень скучно!». Этот эпизод доносит до Миши и читателя важную мысль о том, что безделье утомительно, а настоящая радость — в труде и учебе.
Правильный ответ:
Господа на тоненьких ножках с предлинными носамиПояснение:
Дядьки-молоточки — это следующий элемент механизма, с которым знакомится Миша. Их описание очень точно передает внешний вид реальных молоточков в музыкальной шкатулке: «по улице ходили какие-то господа на тоненьких ножках, с предлинными носами и шипели между собою: тук, тук, тук!». Они являются исполнителями, которые, подчиняясь воле надзирателя, наносят удары по колокольчикам, извлекая из них звук.
Правильный ответ:
Им велел стучать надзирательПояснение:
Молоточки действовали не по своей воле. Когда Миша спросил их, зачем они колотят мальчиков, они ответили: «Прочь ступай, не мешай! Там в палате и в халате надзиратель лежит и стучать нам велит». Это показывает, что в механизме табакерки существует строгая иерархия и причинно-следственная связь. Молоточки — лишь исполнители воли следующего, более важного звена в этой цепи.
Правильный ответ:
Предобрым человекомПояснение:
Отношение колокольчиков к надзирателю было парадоксальным. Несмотря на то, что именно по его вине их били молоточки, они отзывались о нем хорошо. «А это господин Валик, — зазвенели они, — предобрый человек — день и ночь с дивана не сходит. На него мы не можем пожаловаться». Они не понимали истинной роли Валика в механизме, видя лишь то, что он «добрый», потому что лежит на диване и ни за кем не следит.
Правильный ответ:
Видимо-невидимо шпилек и крючочковПояснение:
Внешний вид господина Валика точно описывает реальный вал в музыкальной шкатулке. Автор пишет: «А по халату-то у него шпильки, крючочки, видимо-невидимо». Именно эти выступы (шпильки) на вращающемся цилиндре (Валике) в определенном порядке зацепляют и отпускают молоточки, заставляя их ударять по колокольчикам и создавать мелодию. Миша видит одушевленную, но очень точную модель механизма.
Правильный ответ:
Шуры-мурыПояснение:
У каждого персонажа-детали есть своя уникальная поговорка, которая передает издаваемый им звук. У надзирателя, который на самом деле является вращающимся валиком, это «Шуры-муры». Этот звук имитирует шуршание или шорох, который производит вращающийся цилиндр, цепляющий своими шпильками молоточки. Это звукоподражание помогает Мише и читателям лучше представить работу механизма.
Правильный ответ:
«А мне какое дело, шуры-муры! Не я здесь набольший»Пояснение:
Господин Валик, как и молоточки, оказался не главным в механизме. Он лишь передавал движение дальше. В ответ на просьбу Миши он прокричал: «А мне какое дело, шуры-муры! Не я здесь набольший. Пусть себе дядьки стукают мальчиков! Мне что за дело!». Этот ответ показывает Мише, что Валик — тоже подневольный элемент, который зависит от кого-то еще, и заставляет мальчика продолжить свое расследование, чтобы найти первопричину всего движения.Правильный ответ:
Что плохо, когда за мальчиками никто не смотритПояснение:
Увидев «предоброго» надзирателя Валика, который ни за кем не следил, и к чему это приводило (колокольчиков постоянно били), Миша провел параллель со своей жизнью. Он подумал: «Нет, теперь вижу, что бывает с бедными мальчиками, когда за ними никто не смотрит». Он осознал, что контроль со стороны взрослых — это не зло, а забота и защита от неприятностей. Это был важный нравственный урок, который он вынес из своего путешествия.
Правильный ответ:
Царевна-пружинкаПояснение:
В самом центре городка, в его основе, Миша нашел главный источник движения. В тексте сказано: «…под шатром лежит царевна-пружинка и, как змейка, то свернётся, то развернётся и беспрестанно надзирателя под бок толкает». Царевна-пружинка — это художественный образ заводной пружины, которая, раскручиваясь, приводит в движение весь механизм музыкальной шкатулки.
Правильный ответ:
Зиц-зиц-зицПояснение:
Поговорка царевны-пружинки, «Зиц, зиц, зиц», передает звук, который издает сжимающаяся и разжимающаяся пружина, или звук работающего заводного механизма. Этот резкий, отрывистый звук контрастирует с мелодичным «динь-динь» колокольчиков и шуршащим «шуры-муры» валика, подчеркивая энергичную и властную натуру пружинки, которая является двигателем всего городка.
Правильный ответ:
Кабы она не толкала валик, то не было бы и музыкиПояснение:
Царевна-пружинка очень четко и по порядку объяснила Мише всю причинно-следственную цепь работы механизма. Она сказала: «Кабы я валик не толкала, валик бы не вертелся; кабы валик не вертелся, то он за молоточки бы не цеплялся… кабы колокольчики не звенели, и музыки бы не было!». Это объяснение стало для Миши кульминацией его исследования. Он наконец-то понял, как устроена табакерка, найдя самый главный элемент — источник энергии.
Правильный ответ:
Пружинка лопнула, и весь механизм сломалсяПояснение:
Любопытство Миши пересилило осторожность, и он нарушил единственный запрет папеньки. Желая проверить слова царевны, он прижал ее, и это привело к катастрофе: «пружинка с силою развилась… и вдруг пружинка лопнула. Всё умолкло, валик остановился, молоточки попадали, колокольчики свернулись на сторону, солнышко повисло, домики изломались». Эта поломка символизирует, что в сложный механизм нельзя вмешиваться без знаний.
Правильный ответ:
«Где же мальчик-колокольчик? Где дядька-молоточек? Где царевна-пружинка?»Пояснение:
Проснувшись, Миша еще находился под впечатлением от своего яркого сна. Он не сразу понял, что это было лишь сновидение, и начал искать его персонажей в реальном мире, спрашивая: «Где же мальчик-колокольчик? Где дядька-молоточек? Где царевна-пружинка?». Этот вопрос показывает, насколько реальным и захватывающим было его путешествие и как сильно он сроднился с жителями сказочного городка.
Правильный ответ:
Его убаюкала музыкаПояснение:
Родители, которые сидели рядом и смеялись, объяснили Мише причину его сна. Папенька сказал: «Да, Миша, тебя музыка убаюкала, и ты здесь порядочно вздремнул». Монотонная, негромкая мелодия музыкальной шкатулки подействовала на мальчика как колыбельная, и, сосредоточенно разглядывая механизм, он незаметно для себя погрузился в сон, в котором и нашел ответы на свои вопросы.
Правильный ответ:
Обо всем своем сне по порядкуПояснение:
Выслушав вопрос папы о том, что ему приснилось, Миша подробно пересказал все свое удивительное приключение. В тексте сказано: «Тут Миша рассказал весь свой сон по порядку». Его рассказ позволил родителям понять, что, пусть и во сне, их сын смог самостоятельно, путем наблюдений и размышлений, разобраться в довольно сложном устройстве музыкальной шкатулки.
Правильный ответ:
МеханикуПояснение:
Выслушав рассказ сына, папа похвалил его за сообразительность и указал путь к более глубоким знаниям. Он сказал: «…ты ещё лучше поймёшь, когда будешь учиться механике». Механика — это раздел физики, изучающий движение тел и взаимодействие между ними. Именно эта наука объясняет принципы работы пружин, рычагов, колес и других частей, из которых состоит табакерка. Сказка, таким образом, пробуждает интерес к настоящей науке.
Правильный ответ:
сложные вещи можно понять, если быть любознательным и наблюдательнымПояснение:
Сказка Владимира Одоевского — это не просто волшебная история, а познавательное произведение. Через увлекательное путешествие Миши автор показывает, что даже самый сложный механизм можно понять, если проявить любознательность, наблюдательность и последовательно разбираться в причинно-следственных связях. Миша, думая и анализируя, во сне сам «разобрал» табакерку на составные части и понял, как она работает, что и является главной идеей сказки.



