
Тест по стихотворению Лермонтова «И скучно и грустно…»
Тест по стихотворению Лермонтова «И скучно и грустно…» — это интерактивная проверочная (контрольная) работа онлайн для самостоятельного выполнения, которая рассчитана на учащихся 9 класса и старше. Проверьте своё знание одного из самых известных стихотворений М.Ю. Лермонтова, его содержания, художественных особенностей и философского смысла.
Правильный ответ:
В 1840 годуПояснение:
Стихотворение «И скучно и грустно…» было написано М.Ю. Лермонтовым в 1840 году, незадолго до гибели поэта, и впервые опубликовано в журнале «Отечественные записки». Это период зрелого творчества Лермонтова, когда в его лирике особенно ярко проявились философские мотивы, размышления о смысле человеческого существования, вопросы жизни и смерти. Стихотворение отражает глубоко пессимистическое мировоззрение поэта и принадлежит к вершинам его философской лирики.
Правильный ответ:
ЭлегияПояснение:
Стихотворение «И скучно и грустно…» относится к жанру элегии — лирического произведения, проникнутого настроением грусти, разочарования, философских размышлений. В нём присутствуют все основные признаки элегии: медитативность (размышление), меланхолическое настроение, мотивы одиночества и разочарования в жизни. Характерна для этого жанра и исповедальность, откровенность высказывания, которая создаёт особую доверительную интонацию, как если бы поэт разговаривал сам с собой или с близким человеком.
Правильный ответ:
СтрахПояснение:
В первой строке стихотворения Лермонтов пишет: «И скучно и грустно, и некому руку подать». Здесь упоминаются чувства скуки, грусти и одиночества (выраженного через отсутствие близкого человека — «некому руку подать»), но не упоминается страх. Эта строка задаёт тональность всему произведению, вводя читателя в мир душевной пустоты и безысходности лирического героя. Троекратный повтор союза «и» усиливает впечатление накопления отрицательных эмоций, тяготящих душу героя.
Правильный ответ:
ДаПояснение:
В стихотворении «И скучно и грустно…» преобладает риторический вопрос — вопрос, не требующий ответа, используемый как стилистический приём для усиления выразительности речи. Лермонтов использует множество риторических вопросов: «Что пользы напрасно и вечно желать?», «Любить… но кого же?», «В себя ли заглянешь?», «Что страсти?». Эти вопросы создают эффект внутреннего диалога, размышления вслух, что придаёт стихотворению исповедальный характер и вовлекает читателя в философские раздумья вместе с автором.
Правильный ответ:
ЛучшиеПояснение:
В четвёртой строке стихотворения говорится: «А годы проходят — все лучшие годы!». Лирический герой характеризует уходящее время как «лучшие годы», что усиливает трагизм стихотворения. Эти слова выражают типичное для романтического мировоззрения ощущение бесцельности жизни, когда даже самое ценное — время молодости — оказывается потраченным впустую. Восклицательный знак в конце строки подчёркивает эмоциональность этого признания, горечь потери невозвратимого времени.
Правильный ответ:
НетПояснение:
В пятой и шестой строках стихотворения лирический герой размышляет: «Любить… Но кого же?.. На время — не стоит труда, / А вечно любить невозможно». Он приходит к выводу о невозможности вечной любви. Это горькое признание отражает глубокий скептицизм Лермонтова по отношению к возможности длительного, неизменного чувства. Лирический герой считает временную любовь не стоящей усилий, а вечную — недостижимой, что ставит его перед неразрешимой дилеммой и усиливает ощущение бессмысленности жизни.
Правильный ответ:
СтрастиПояснение:
В девятой и десятой строках стихотворения лирический герой говорит: «Что страсти? — ведь рано иль поздно их сладкий недуг / Исчезнет при слове рассудка». Здесь утверждается, что именно страсти, названные «сладким недугом», исчезают под влиянием рассудка, разума. Это противопоставление рационального и эмоционального начал характерно для лирики Лермонтова. Эпитет «сладкий недуг» подчёркивает двойственную природу страстей: они приносят и наслаждение, и страдание, но в конечном счёте оказываются преходящими перед лицом холодного разума.
Правильный ответ:
НичтожноеПояснение:
В седьмой и восьмой строках стихотворения лирический герой размышляет: «В себя ли заглянешь? — там прошлого нет и следа: / И радость, и муки, и всё там ничтожно…». Он характеризует содержимое своей души словом «ничтожно», что выражает крайнюю степень обесценивания всего пережитого. Эта характеристика распространяется как на положительные («радость»), так и на отрицательные («муки») переживания, что подчёркивает тотальность разочарования героя. Многоточие в конце строки передаёт тяжесть этого осознания, его незавершённость, продолжающееся размышление.
Правильный ответ:
С холоднымПояснение:
В одиннадцатой строке стихотворения говорится: «И жизнь, как посмотришь с холодным вниманьем вокруг...». Эпитет «холодное вниманье» характеризует трезвый, отстранённый, рациональный взгляд на жизнь, свободный от эмоций и иллюзий. Именно такой взгляд, по мнению лирического героя, позволяет увидеть истинную сущность жизни. Этот образ связан с философской традицией стоицизма и перекликается с мотивом «слова рассудка» из предыдущих строк, подчёркивая рационалистический подход героя к оценке жизненных явлений.
Правильный ответ:
Сладкий недугПояснение:
В девятой строке стихотворения для обозначения страстей используется метафора «сладкий недуг»: «Что страсти? — ведь рано иль поздно их сладкий недуг...». Это оксюморон — сочетание противоположных по смыслу слов: «сладкий» (приятный, доставляющий удовольствие) и «недуг» (болезнь, страдание). Такая метафора точно передаёт противоречивую природу страстей, которые одновременно и привлекают человека, и причиняют ему боль. Это выражение воплощает романтическое представление о страстях как о состоянии, близком к болезненному опьянению, временному помутнению рассудка.
Правильный ответ:
Как пустую и глупую шуткуПояснение:
В последних строках стихотворения Лермонтов характеризует жизнь как «такую пустую и глупую шутку». Это горькое определение жизни завершает цепь разочарований и сомнений, высказанных в стихотворении. Метафора «шутка» подчёркивает бессмысленность, несерьёзность жизни, а эпитеты «пустая» и «глупая» усиливают эту характеристику, выражая крайнюю степень обесценивания жизни в глазах лирического героя. Многоточие в конце подчёркивает открытость этого горького вывода, его незавершённость и вместе с тем — неизбежность.
Правильный ответ:
ПриродаПояснение:
В стихотворении «И скучно и грустно…» Лермонтов затрагивает темы одиночества («и некому руку подать В минуту душевной невзгоды…»), любви («Любить… Но кого же?.. На время — не стоит труда, А вечно любить невозможно»), смысла жизни («И жизнь, как посмотришь с холодным вниманьем вокруг, — Такая пустая и глупая шутка…»). Однако тема природы, которая часто встречается в лирике Лермонтова, в данном стихотворении отсутствует. Здесь нет ни одного образа или упоминания природы, что подчёркивает сосредоточенность произведения на внутреннем мире человека, на философских вопросах бытия.
Правильный ответ:
ПолисиндетонПояснение:
В первой строке стихотворения «И скучно и грустно, и некому руку подать» использован полисиндетон — стилистическая фигура, заключающаяся в намеренном повторении одинаковых союзов (в данном случае союза «и»). Этот приём создаёт особый ритмический рисунок, замедляет течение стиха, подчёркивает каждое слово и усиливает эмоциональное воздействие. Троекратный повтор союза «и» в начале стихотворения передаёт нарастание тоски, усиление душевной тяжести лирического героя и задаёт тональность всему произведению.
Правильный ответ:
Быстротечности времениПояснение:
Строка «А годы проходят — все лучшие годы!» воплощает мотив быстротечности времени, характерный для романтической поэзии. Эта фраза выражает осознание неумолимого хода времени, утраты молодости, невозможности вернуть прошедшее. Восклицание и тире усиливают эмоциональность высказывания, подчёркивают горечь этого осознания. Мотив быстротечности времени связан с более общей темой бренности всего земного, которая пронизывает всё стихотворение и в финале находит выражение в определении жизни как «пустой и глупой шутки».
Правильный ответ:
ГрадацияПояснение:
В строке «И радость, и муки, и всё там ничтожно…» использован приём градации — стилистической фигуры, состоящей в расположении слов в порядке нарастания их смыслового или эмоционального значения. Здесь происходит движение от конкретных переживаний («радость», «муки») к обобщению («всё»), что усиливает впечатление всеобъемлющего разочарования. Повторение союза «и» (полисиндетон) дополнительно подчёркивает каждый элемент этого восходящего ряда. Градация помогает передать тотальный характер обесценивания внутреннего опыта в сознании лирического героя.