
Тест по басне Крылова «Квартет»
Тест по басне Крылова «Квартет» — это проверочная (контрольная) работа, рассчитанная на учащихся 3-6 класса. Проверьте свои знания одной басне великого русского баснописца, в которой высмеивается занятие делом без нужных умений и способностей.
Правильный ответ:
Мартышка, Осёл, Козёл и МедведьПояснение:
В басне чётко названы все участники квартета в самом начале: «Проказница-Мартышка, Осел, Козел, Да косолапый Мишка затеяли сыграть Квартет». Крылов выбрал именно этих животных неслучайно. Каждый из них символизирует определённую черту характера, которая препятствует успешному исполнению музыки: Мартышка — легкомысленность и непостоянство, Осёл — упрямство и глупость, Козёл — упрямство и своенравие, Медведь (Мишка) — неуклюжесть и неповоротливость. Выбор персонажей помогает автору наглядно показать, что одного желания недостаточно для успеха в деле, которое требует определённых способностей и умений.
Правильный ответ:
БасПояснение:
В басне в речи Мартышки прямо указано: «Ты с басом, Мишенька, садись против альта». Это показывает, что Медведю достался бас — самый крупный и низкий по звучанию струнный инструмент. Крылов неслучайно даёт Медведю именно этот инструмент: бас — большой, тяжёлый, требующий физической силы, что соответствует образу медведя. Однако само по себе обладание подходящим по размеру инструментом не делает Мишку хорошим музыкантом, что подчёркивает основную мысль басни о необходимости таланта и умения, а не только внешних атрибутов профессии.
Правильный ответ:
На лужке под липкамиПояснение:
В тексте басни чётко сказано: «И сели на лужок под липки». Крылов выбирает для своих героев природную, естественную обстановку — лужок под липами, что создаёт идиллическую картину, которая комически контрастирует с отсутствием музыкальных способностей у исполнителей. Кроме того, такая обстановка — это отсылка к пасторальной традиции, изображающей простую сельскую жизнь, что усиливает иронию: персонажи басни, не имея должных навыков, пытаются заниматься искусством, традиционно связанным с высокой культурой. Этот контраст помогает подчеркнуть нелепость ситуации.
Правильный ответ:
МартышкаПояснение:
В басне первое предложение об изменении порядка рассадки исходит от Мартышки: «Стой, братцы, стой!» кричит Мартышка: «погодите! Как музыке итти? Ведь вы не так сидите». Именно она первой решает, что проблема не в отсутствии музыкальных способностей, а в том, как расположены исполнители. Мартышка как самый активный и импульсивный персонаж первой предлагает решение, которое кажется ей очевидным. Это типично для образа обезьяны в баснях — быстрая на решения, но не всегда обдумывающая их глубоко. Её инициатива запускает цепь бесполезных перестановок, которые не решают истинную проблему.
Правильный ответ:
Прима (первая скрипка)Пояснение:
Когда Мартышка предлагает первую перестановку, она говорит: «Я, прима, сяду против вторы». «Прима» — это первая скрипка, ведущий инструмент в квартете. Крылов неслучайно даёт Мартышке именно этот инструмент — как самый активный и инициативный персонаж, она претендует на лидерство в ансамбле. Кроме того, прима требует особой виртуозности и музыкальности, что подчёркивает претенциозность Мартышки, которая берётся за сложнейшую партию, не имея необходимых навыков. Это усиливает иронию басни, показывая разрыв между амбициями персонажей и их реальными способностями.
Правильный ответ:
Сесть рядом друг с другом.Пояснение:
В басне Осёл предлагает свой «секрет»: «мы, верно, уж поладим, коль рядом сядем». Его идея проста — музыкантам нужно сесть в ряд, плечом к плечу. Это предложение показывает примитивность мышления Осла, который думает, что физическая близость исполнителей может компенсировать отсутствие музыкальных навыков. Крылов использует образ Осла, традиционно символизирующего упрямство и глупость, чтобы показать, как люди, не разбирающиеся в сути проблемы, предлагают поверхностные решения. Тот факт, что остальные «послушались Осла», подчёркивает коллективное заблуждение группы.
Правильный ответ:
СоловьяПояснение:
В басне сказано: «Случилось Соловью на шум их прилететь. Тут с просьбой все к нему, чтоб их решить сомненье». Выбор Соловья в качестве судьи не случаен — в культурной традиции соловей считается лучшим певцом среди птиц, символом музыкальности и таланта. Крылов выбирает Соловья как представителя истинного музыкального дара, природного таланта, который контрастирует с отсутствием способностей у участников квартета. Обращение к нему показывает, что персонажи всё ещё не понимают истинной причины своей неудачи и думают, что проблема только в расположении музыкантов.
Правильный ответ:
Умение и чуткий слухПояснение:
Соловей чётко объясняет, что нужно для занятия музыкой: «Чтоб музыкантом быть, так надобно уменье и уши ваших понежней». Он указывает на два ключевых качества: умение (навык, мастерство) и музыкальный слух (более тонкий, чем у участников квартета). Этими словами Крылов передаёт главную мысль басни — для успеха в любом деле недостаточно просто иметь инструменты или занять правильное положение, необходимы способности и мастерство. Соловей как представитель природного таланта подчёркивает, что музыкальность — это врождённое качество, которое нельзя заменить внешними атрибутами или перестановками.
Правильный ответ:
Вторая скрипкаПояснение:
В первой перестановке, которую предлагает Мартышка, она говорит: «Я, прима, сяду против вторы». «Втора» — это вторая скрипка в струнном квартете. Этот термин происходит от слова «второй» и обозначает инструмент, который обычно играет аккомпанемент или дополняющую партию к основной мелодии, исполняемой первой скрипкой (примой). Крылов использует профессиональную музыкальную терминологию, чтобы создать впечатление, что персонажи действительно пытаются разобраться в музыкальном искусстве, что усиливает комический эффект их провала. Термин «втора» подчёркивает, что персонажи знают теорию, но не обладают практическими навыками.
Правильный ответ:
Им не стоит быть музыкантами.Пояснение:
В заключительных строках басни Соловей прямо говорит: «А вы, друзья, как ни садитесь, всё в музыканты не годитесь». Это ключевая фраза, в которой заключена главная мораль басни. Соловей честно признаёт, что участники квартета не обладают необходимыми качествами для занятия музыкой, независимо от того, как они будут пытаться исправить ситуацию внешними средствами (перестановками). Крылов через образ Соловья высказывает мысль, что для успеха в любом деле нужны врождённые способности и приобретённые навыки, а не только внешние атрибуты и формальные перестановки. Эта фраза стала крылатым выражением в русском языке.
Правильный ответ:
НотыПояснение:
В своём обращении к Соловью участники квартета говорят: «И ноты есть у нас, и инструменты есть». Ноты — это записанная музыка, которую исполнители должны уметь читать и воспроизводить. Крылов упоминает наличие нот, чтобы подчеркнуть, что у персонажей есть все внешние атрибуты музыкального исполнения, кроме самого главного — таланта и умения. Это усиливает основную мысль басни: недостаточно иметь инструменты, ноты и правильную рассадку, чтобы стать хорошими музыкантами. Упоминание нот показывает, насколько персонажи сосредоточены на внешних, формальных аспектах, игнорируя суть искусства — мастерство и музыкальный слух.
Правильный ответ:
ПроказницаПояснение:
В самой первой строке басни Крылов называет Мартышку «проказница-Мартышка». Эпитет «проказница» означает шаловливая, любящая проказы и шалости, склонная к озорству. Этот эпитет сразу характеризует Мартышку как персонажа легкомысленного, непостоянного, склонного к необдуманным затеям. Крылов использует это определение, чтобы с самого начала показать читателю, что затея с квартетом — это очередная «проказа» Мартышки, а не серьёзное музыкальное начинание. Такая характеристика подготавливает читателя к неизбежному провалу музыкальных попыток и подчёркивает, что персонажи берутся за дело, к которому не имеют ни способностей, ни серьёзного отношения.
Правильный ответ:
КосолапыйПояснение:
В начале басни Крылов называет медведя «косолапый Мишка». Эпитет «косолапый» традиционно используется по отношению к медведю и указывает на его физическую особенность — косолапость, неуклюжую походку с выворачиванием стоп наружу. Этот эпитет подчёркивает неповоротливость, неуклюжесть медведя, что явно противоречит тонкой и точной координации движений, необходимой для игры на музыкальном инструменте. Крылов выбирает это определение, чтобы усилить комический эффект ситуации: физически неловкое животное пытается играть на деликатном музыкальном инструменте, что заранее обречено на неудачу. Это подчёркивает несоответствие между природой персонажа и его претензиями.
Правильный ответ:
Заплясали бы лес и горы.Пояснение:
В своей речи Мартышка предсказывает: «Тогда пойдет уж музыка не та: У нас запляшут лес и горы!» Это явное преувеличение, гипербола, которая показывает нереалистичные ожидания Мартышки. Представление о том, что от их музыки могут «заплясать» неодушевлённые объекты (лес и горы), говорит о чрезмерной самоуверенности персонажей и отсутствии критического отношения к своим способностям. Крылов использует эту преувеличенную фразу, чтобы подчеркнуть контраст между грандиозными ожиданиями и жалкой реальностью. Это усиливает сатирический эффект басни, высмеивая непомерные амбиции при отсутствии соответствующих талантов.
Правильный ответ:
Без способностей и умения за дело лучше не браться.Пояснение:
Главная мораль басни выражена в заключительных словах Соловья: «Чтоб музыкантом быть, так надобно уменье и уши ваших понежней... А вы, друзья, как ни садитесь, всё в музыканты не годитесь». Крылов учит, что для успеха в любом деле недостаточно просто иметь желание или необходимые атрибуты (инструменты, ноты). Нужны соответствующие способности, талант и мастерство. Басня высмеивает тех, кто берётся за дело, не имея для этого необходимых данных, и при этом думает, что проблема лишь в каких-то внешних, формальных обстоятельствах. Эта мораль универсальна и применима не только к музыке, но и к любой сфере деятельности, где требуются специальные навыки и способности.