найти
Пароль
войти
Тест по биологии: Роль бактерий в природе (5-6 класс) Тест по биологии: Роль бактерий в природе (5-6 класс)

Тест по биологии: Роль бактерий в природе (5-6 класс)

Тест по биологии «Роль бактерий в природе» для 5-6 класс — это интерактивная проверочная работа, посвященная важнейшему значению микробов для нашей планеты. Вопросы раскроют их роль в круговороте веществ, создании плодородной почвы и удивительных взаимоотношениях с растениями. Узнайте, как бактерии поддерживают жизнь на Земле!

Другое по теме:

1
Что произошло бы на планете, если бы внезапно исчезли все бактерии-сапротрофы?

Правильный ответ:

Поверхность планеты покрылась бы неразложившимися останками организмов

Пояснение:

Бактерии-сапротрофы выполняют важнейшую роль санитаров планеты. Они питаются мертвыми органическими веществами, разлагая трупы животных и остатки растений. Если бы они исчезли, этот процесс остановился бы. Вся мертвая органика перестала бы разлагаться и начала бы накапливаться, в итоге покрыв всю поверхность Земли. Это привело бы к остановке круговорота веществ и экологической катастрофе.

2
Каким образом многие почвенные бактерии улучшают физическую структуру почвы?

Правильный ответ:

Они создают поры, делая ее более рыхлой и воздушной

Пояснение:

В процессе своей жизнедеятельности многие почвенные бактерии выделяют слизистые вещества, которые склеивают мельчайшие частицы почвы в комочки. Благодаря этому почва становится структурированной, или комковатой. Между этими комочками образуются поры и пустоты, которые заполняются воздухом и водой. Такая пористая структура очень важна для растений, так как она облегчает рост корней и обеспечивает доступ к ним необходимого для дыхания кислорода.

3
Что является основным источником азота для азотфиксирующих бактерий?

Правильный ответ:

Воздух

Пояснение:

Азотфиксирующие бактерии обладают уникальной способностью, недоступной ни растениям, ни животным. Они могут поглощать и усваивать газообразный азот (N₂), которого очень много в атмосфере (около 78%). Этот атмосферный азот они преобразуют в химические соединения (например, аммиак), которые уже могут быть использованы растениями. Таким образом, именно воздух является для этих бактерий неисчерпаемым источником важнейшего элемента питания.

4
Как называется взаимовыгодное сожительство двух организмов разных видов, например, клубеньковых бактерий и клевера?

Правильный ответ:

Симбиоз

Пояснение:

Симбиоз (от греческого «симбиозис» — совместная жизнь) — это форма тесных взаимоотношений, при которой оба партнера получают пользу. В случае клубеньковых бактерий и клевера (или другого бобового растения) бактерии получают от растения «жилье» и питательные вещества (углеводы), а растение получает от бактерий жизненно важный азот в доступной форме. Это классический пример взаимовыгодного сотрудничества, в отличие от паразитизма, где один организм вредит другому.

5
Какова главная экологическая роль бактерий-сапротрофов?

Правильный ответ:

Разлагать мертвую органику

Пояснение:

В любой экосистеме бактерии-сапротрофы вместе с грибами играют роль редуцентов, или разрушителей. Их главная задача — разложение сложных органических веществ в телах мертвых организмов и отходах жизнедеятельности до простых неорганических соединений. Без этого процесса химические элементы, необходимые для жизни, оказались бы «похоронены» в мертвой органике и стали бы недоступны для новых поколений живых существ, что остановило бы жизнь на планете.

6
Какая группа растений наиболее известна своим «сотрудничеством» с азотфиксирующими бактериями?

Правильный ответ:

Бобовые (например, горох или фасоль)

Пояснение:

Именно бобовые растения (горох, фасоль, соя, клевер, люцерна) являются классическим примером симбиоза с клубеньковыми азотфиксирующими бактериями. Эти бактерии проникают в корни молодых растений и вызывают образование на них специальных домиков — клубеньков. Благодаря такому союзу бобовые растения не только обеспечивают азотом себя, но и обогащают им почву, что делает их прекрасными предшественниками для других культур в сельском хозяйстве.

7
Благодаря постоянной работе бактерий-редуцентов химические элементы в природе …

Правильный ответ:

многократно используются, совершая круговорот

Пояснение:

Деятельность бактерий-редуцентов является ключевым звеном в круговороте веществ. Они берут химические элементы из сложных органических молекул мертвых тел и возвращают их в неживую природу (почву, воду, атмосферу) в виде простых неорганических солей. Оттуда эти элементы снова поглощаются растениями и включаются в состав их тел. Затем растения поедаются животными. Так, одни и те же атомы углерода, азота, фосфора путешествуют по кругу миллионы лет.

8
Процесс превращения бактериями сложных органических веществ перегноя в простые минеральные соли называется …

Правильный ответ:

минерализацией

Пояснение:

Минерализация — это заключительный этап разложения органических веществ. В ходе этого процесса почвенные бактерии-сапротрофы расщепляют сложные органические молекулы гумуса (перегноя) до самых простых неорганических соединений — минеральных солей, воды и углекислого газа. Именно в форме этих солей питательные элементы (азот, фосфор, калий) могут быть усвоены корнями растений. Таким образом, минерализация делает питательные вещества доступными для растений.

9
Почему бактерий, живущих на корнях бобовых, называют клубеньковыми?

Правильный ответ:

Потому что они вызывают на корнях образование наростов — клубеньков

Пояснение:

Эти бактерии, проникая в корень растения, начинают активно размножаться и выделять вещества, которые заставляют клетки корня делиться. В результате на корне образуются особые структуры — небольшие шаровидные утолщения, или наросты, которые и называют клубеньками. Внутри этих клубеньков бактерии живут в комфортных и защищенных условиях, получая от растения питание. Именно за способность формировать эти структуры бактерии и получили свое название.

10
Увеличение численности полезных бактерий в почве напрямую ведёт к …

Правильный ответ:

повышению её плодородия

Пояснение:

Плодородие почвы — это ее способность обеспечивать растения питательными веществами, водой и воздухом. Полезные почвенные бактерии напрямую способствуют всем этим факторам. Они разлагают органику, делая питательные вещества доступными (минерализация), обогащают почву азотом (азотфиксация) и улучшают ее структуру, делая ее рыхлой и воздухопроницаемой. Поэтому ученые установили прямую зависимость: чем больше в почве бактерий, тем выше ее плодородие.

11
Что получают клубеньковые бактерии от растения-хозяина в процессе симбиоза?

Правильный ответ:

Органические вещества (углеводы) для питания

Пояснение:

Симбиоз является взаимовыгодным. Бактерии, конечно, обеспечивают растение азотом, но и сами не остаются в убытке. Растение в процессе фотосинтеза производит органические вещества, в первую очередь сахара (углеводы). Эти питательные вещества по проводящей системе растения поступают в корни и в клубеньки, где служат источником энергии и пищи для бактерий. Таким образом, растение делится с бактериями своей едой, получая взамен ценное минеральное удобрение.

12
Круговорот какого из этих химических элементов в природе в наибольшей степени зависит от деятельности бактерий?

Правильный ответ:

Азота

Пояснение:

Хотя бактерии участвуют в круговороте многих элементов, круговорот азота без них был бы просто невозможен. Основной запас азота на планете находится в атмосфере в виде газа (N₂), который недоступен для растений. Только азотфиксирующие бактерии могут переводить этот атмосферный азот в связанную форму. Затем другие группы бактерий (нитрифицирующие и денитрифицирующие) участвуют в дальнейших превращениях его соединений, замыкая цикл.

13
Главная польза для растений от деятельности почвенных бактерий-сапротрофов заключается в том, что …

Правильный ответ:

питательные вещества становятся доступными для поглощения корнями

Пояснение:

Питательные элементы в составе перегноя (мертвой органики) находятся в виде сложных молекул, которые корни растений не могут усвоить. Бактерии-сапротрофы работают как микроскопические «повара»: они «разрезают» эти сложные молекулы на очень маленькие и простые кусочки — неорганические минеральные соли. Эти соли хорошо растворяются в почвенной воде, и именно в таком растворенном виде корни растений могут их легко впитывать.

14
Как называются особые образования на корнях гороха или клевера, в которых живут полезные бактерии?

Правильный ответ:

Клубеньки

Пояснение:

Клубеньки — это характерные утолщения, которые образуются на корнях бобовых растений в результате их симбиоза с азотфиксирующими бактериями. Их не следует путать с корнеплодами (как у моркови) или корневыми клубнями (как у георгина), которые являются видоизмененными корнями, запасающими питательные вещества. Клубеньки — это специализированные органы для симбиоза, настоящие «биофабрики» по производству азотных удобрений.

15
Бактерии, выполняющие в природе роль «санитаров», питаются …

Правильный ответ:

мёртвыми останками растений и животных

Пояснение:

Бактерии-санитары — это сапротрофы, то есть организмы, питающиеся мертвой органикой (от греческого «сапрос» — гнилой). Их пищей служат опавшие листья, погибшие насекомые, трупы животных и любые другие органические остатки. Разлагая их, они не только очищают поверхность планеты, но и возвращают ценные химические элементы обратно в почву, делая их доступными для новых поколений живых существ. Это важнейшая экологическая функция.

16
Что из перечисленного является основным результатом деятельности азотфиксирующих бактерий в почве?

Правильный ответ:

Обогащение почвы соединениями азота

Пояснение:

Основная и уникальная функция азотфиксирующих бактерий — это преобразование газообразного азота из атмосферы, который недоступен для большинства живых организмов, в связанные химические соединения (в основном, аммиак и его производные). Эти соединения поступают в почву, значительно повышая ее плодородие и обогащая ее самым важным для роста растений элементом питания. Таким образом, эти бактерии работают как природные фабрики по производству азотных удобрений.

17
Что происходит с опавшими листьями в лесу благодаря работе бактерий?

Правильный ответ:

Они превращаются в перегной, а затем в минеральные соли

Пояснение:

Опавшие листья являются пищей для множества почвенных организмов, в первую очередь для бактерий и грибов. Сначала они частично разлагаются, образуя темное органическое вещество — перегной, или гумус. Затем другие виды бактерий продолжают этот процесс, полностью разлагая перегной до простейших неорганических минеральных солей. Эти соли растворяются в воде и становятся питанием для корней деревьев и других лесных растений.

18
Способность некоторых бактерий преобразовывать атмосферный азот в доступную для растений форму называется …

Правильный ответ:

Азотфиксацией

Пояснение:

Термин «азотфиксация» буквально означает «закрепление азота». Бактерии как бы «ловят» газообразный, очень инертный азот из воздуха и «закрепляют» его, включая в состав химических соединений (солей аммония). В такой связанной форме азот становится доступным для поглощения растениями и дальнейшего включения в пищевые цепи. Этот процесс является главным источником азота для большинства экосистем на планете.

19
Как называется верхний плодородный слой почвы, богатый органическим веществом, которое перерабатывается бактериями?

Правильный ответ:

Перегной (гумус)

Пояснение:

Перегной, или гумус, — это основа почвенного плодородия. Он представляет собой сложное органическое вещество темного цвета, образовавшееся в результате разложения растительных и животных остатков. Сам по себе перегной содержит много питательных элементов, но они находятся в недоступной для растений форме. Именно бактерии, питаясь перегноем, постепенно превращают его в минеральные соли, которые и служат «едой» для растений.

20
Почему роль бактерий в круговороте веществ считается критически важной для жизни на Земле?

Правильный ответ:

Потому что они возвращают питательные вещества для использования растениями

Пояснение:

Если бы не было бактерий-редуцентов, все питательные элементы после гибели организмов оставались бы «запертыми» в их телах. Почва и вода быстро бы истощились, и растениям не из чего было бы строить свои тела. Это привело бы к гибели растений, а затем и всех животных. Именно бактерии, разлагая мертвую органику, постоянно пополняют запасы минеральных веществ в окружающей среде, обеспечивая непрерывность жизни на нашей планете.