найти
Пароль
войти
Тест по стихотворению Лермонтова «Пророк» Тест по стихотворению Лермонтова «Пророк»

Тест по стихотворению Лермонтова «Пророк»

Тест по стихотворению Лермонтова «Пророк» — это интерактивная проверочная (контрольная) работа онлайн, рассчитанная на учащихся 6 класса и старше. Проверьте свои знания известного стихотворения о судьбе поэта в мире людей, о непонимании и одиночестве.

1
Кто дал герою стихотворения «всеведенье пророка»?

Правильный ответ:

Вечный судия (Бог)

Пояснение:

В начале стихотворения Лермонтов пишет: «С тех пор как вечный судия мне дал всеведенье пророка...». Вечный судия — это одно из обозначений Бога, высшей силы, которая наделила героя особым даром — всеведением, способностью видеть истинную сущность людей, читать в их душах. Этот дар выделяет пророка среди обычных людей и определяет его особую миссию.

2
Что «читает» пророк в очах людей?

Правильный ответ:

Страницы злобы и порока

Пояснение:

В строках «В очах людей читаю я страницы злобы и порока» автор показывает, что пророк обладает способностью видеть истинную сущность людей. Он видит в них не добродетели, а негативные черты — злобу и порок. Именно этот дар всеведения, данный свыше, позволяет пророку понимать настоящую природу окружающих его людей, что выделяет его и одновременно обрекает на одиночество.

3
Какие «чистые ученья» начал провозглашать пророк?

Правильный ответ:

Любови и правды

Пояснение:

В стихотворении говорится: «Провозглашать я стал любви и правды чистые ученья». Пророк нес людям высокие истины, пытался донести до них важнейшие духовные ценности — любовь и правду. Он выступал с благородной миссией духовного просвещения, стремясь сделать мир лучше и чище. Такая позиция характерна для образа пророка в литературе, который часто выступает носителем высоких идеалов.

4
Как отреагировали ближние на учения пророка?

Правильный ответ:

Бросали в него камни

Пояснение:

Реакция людей на проповеди пророка описана в строках: «В меня все ближние мои бросали бешено каменья». Это символическое выражение означает, что слова пророка вызвали агрессию и отторжение у тех, кому он проповедовал. «Бросать камни» — библейская аллюзия, указывающая на жестокое изгнание, непринятие истины людьми. Лермонтов подчеркивает драматизм ситуации словом «бешено», усиливая образ неистовой ярости толпы.

5
Куда пророк бежал из городов?

Правильный ответ:

В пустыню

Пояснение:

После преследований пророк вынужден был покинуть города, о чем говорится в строках: «Из городов бежал я нищий, и вот в пустыне я живу». Пустыня в этом контексте имеет символическое значение — это место уединения, отрешения от мирской суеты и соблазнов. В библейской традиции пустыня часто выступает местом духовного очищения и прямого общения с высшими силами. Такой выбор места обитания подчеркивает отчуждение пророка от общества.

6
Как пророк существует в пустыне?

Правильный ответ:

Как птицы, даром божьей пищи.

Пояснение:

В стихотворении говорится: «Как птицы, даром божьей пищи». Это означает, что пророк живет подобно птицам небесным, которые, по библейскому выражению, «не сеют, не жнут», но получают пропитание от Бога. Этот образ указывает на особую связь пророка с высшими силами, его существование вне материальных забот обычных людей. Он принял аскетический образ жизни, полагаясь только на то, что посылает ему Бог, подчеркивая тем самым чистоту своих помыслов.

7
Кто подчиняется пророку в пустыне?

Правильный ответ:

Земная тварь и звезды

Пояснение:

В стихотворении говорится: «Мне тварь покорна там земная; И звезды слушают меня, Лучами радостно играя». Этими строками автор показывает, что в пустыне, вдали от людей, пророк обретает особую гармонию с природой. Животные («тварь земная») и даже звезды подчиняются ему, признавая его особый статус, дарованный Богом. Это противопоставляется отношению людей, которые отвергли пророка, не признав его дара.

8
Как ведет себя пророк, когда проходит «через шумный град»?

Правильный ответ:

Пробирается торопливо

Пояснение:

В стихотворении сказано: «Когда же через шумный град я пробираюсь торопливо». Эти строки показывают, что пророк не чувствует себя комфортно в городе среди людей. Он не останавливается, чтобы проповедовать, а спешит пройти, избегая внимания. Слово «пробираюсь» подчеркивает его желание быть незаметным, а «торопливо» указывает на стремление быстрее покинуть враждебное пространство города, где его когда-то отвергли.

9
Что говорят старцы детям, указывая на пророка?

Правильный ответ:

Смотрите: вот пример для вас!

Пояснение:

Старцы, увидев пророка, говорят детям: «Смотрите: вот пример для вас!». Это начало их речи, в которой они представляют пророка как отрицательный пример, человека, которого не следует уважать. Они используют его образ как назидание детям, что не нужно быть таким, как он. Эти слова показывают, как общество продолжает отвергать пророка и формирует негативное отношение к нему у следующего поколения, закрепляя непонимание и отчуждение.

10
В чем, по мнению старцев, заключается вина пророка?

Правильный ответ:

Он был горд и хотел уверить, что говорит от имени Бога.

Пояснение:

Старцы обвиняют пророка: «Он горд был, не ужился с нами. Глупец, хотел уверить нас, что бог гласит его устами!». В этих словах отражается непонимание людьми истинной миссии пророка. Они воспринимают его божественный дар как проявление гордыни, а его стремление донести Божью истину как обман или самообман. Люди не могут или не хотят принять то, что кто-то может быть проводником высшей мудрости, и отвергают его.

11
Каким описывают старцы пророка?

Правильный ответ:

Угрюм и худ и бледен

Пояснение:

Старцы описывают пророка такими словами: «Как он угрюм и худ и бледен!». Эта характеристика указывает на физическое истощение пророка, его болезненный вид, что, по мнению старцев, должно служить доказательством ошибочности его пути. Они подчеркивают его внешнее неблагополучие как свидетельство того, что выбранный им путь неверен. В этих словах проявляется поверхностное суждение людей, оценивающих только по внешним признакам.

12
Что ещё говорят старцы о пророке?

Правильный ответ:

Он наг и беден.

Пояснение:

Старцы говорят: «Смотрите, как он наг и беден». Они обращают внимание детей на крайнюю нищету пророка, его материальную несостоятельность. В их мире материальное благополучие является признаком правильной жизни, поэтому бедность пророка воспринимается как доказательство его неправоты. Это показывает контраст между духовными ценностями, которые проповедует пророк, и материальными ценностями, которым поклоняется общество.

13
Как, по словам старцев, относятся к пророку окружающие?

Правильный ответ:

Презирают

Пояснение:

Старцы утверждают: «Как презирают все его!». Это заключительные слова их речи, подчеркивающие полное отторжение пророка обществом. Слово «презирают» указывает на крайнюю степень неуважения, отвержения. Важно отметить, что старцы говорят «все», обобщая и указывая на единодушие в отношении к пророку. Этим подчеркивается полное одиночество пророка среди людей, которые не способны принять его божественный дар и миссию.

14
Какая основная тема раскрывается в стихотворении «Пророк»?

Правильный ответ:

Одиночество человека, несущего правду

Пояснение:

Основная тема стихотворения — трагическое одиночество человека, который несет людям высокие истины, но сталкивается с непониманием и отторжением. Лермонтов показывает пророка, который обладает даром видеть правду и пытается донести эту правду до людей, но оказывается отвергнутым и осмеянным. Это также отражает судьбу поэта в современном Лермонтову обществе, его непонимание толпой и внутреннее одиночество при наличии высокого призвания.

15
Какой художественный прием использует Лермонтов, описывая способность пророка видеть душу человека?

Правильный ответ:

Метафора

Пояснение:

В строках «В очах людей читаю я страницы злобы и порока» Лермонтов использует метафору, уподобляя человеческие глаза книге, страницы которой можно читать. Этот художественный прием помогает образно передать способность пророка проникать в суть человеческой души, видеть то, что скрыто от обычного взгляда. Сравнение душевных качеств со страницами книги создает яркий образ всеведения пророка, его особого дара видеть истинную сущность людей.