найти
Пароль
войти
Тест по «Сказке о жабе и розе» Гаршина Тест по «Сказке о жабе и розе» Гаршина

Тест по «Сказке о жабе и розе» Гаршина

Тест по «Сказке о жабе и розе» Гаршина — это проверочная работа, рассчитанная на учащихся 2 класса. Вопросы помогут проверить знание сюжета и героев философской сказки, понять главную мысль произведения о противостоянии прекрасного и безобразного, добра и зла, а также о смысле самопожертвования.

Другое по теме:

1
Где рос розовый куст, на котором расцвела роза?

Правильный ответ:

В запущенном цветнике перед деревенским домом

Пояснение:

В самом начале сказки автор подробно описывает место, где разворачиваются события, чтобы создать особую атмосферу. В тексте говорится: «Розовый куст, на котором расцвела роза, рос в небольшом полукруглом цветнике перед деревенским домом». Описание запущенности этого цветника, где сорняки разрослись, а решетка развалилась, подчеркивает уединенность этого уголка природы и контрастирует с нежной красотой распустившегося цветка.
2
Какие растения, кроме розы, НЕ росли в запущенном цветнике?

Правильный ответ:

Полевые васильки

Пояснение:

Автор очень подробно описывает растительность заброшенного цветника, чтобы показать, как дикая природа взяла верх над ухоженным садом. Он перечисляет множество растений: «остатки решетки заплели хмель, повилика с крупными белыми цветами и мышиный горошек», «колючие чертополохи», «желтые коровьяки», «крапива занимала целый угол». В этом списке нет полевых васильков, которые обычно растут в полях, а не в садах.
3
От чего, по мнению автора, могла плакать роза в утро своего рождения?

Правильный ответ:

От счастья жить

Пояснение:

Роса на лепестках розы напоминала автору слезы. Но он подчеркивает, что это были не слезы печали, а слезы радости от соприкосновения с прекрасным миром. «…в цветнике было так мирно и спокойно, что если бы она могла в самом деле плакать, то не от горя, а от счастья жить». Этот момент показывает, что роза родилась для радости и любви, и весь мир вокруг казался ей прекрасным.
4
Чем для розы был ее тонкий и свежий запах?

Правильный ответ:

Ее словами, слезами и молитвой

Пояснение:

Роза не умела говорить, но у нее был свой способ общения с миром. Ее аромат был не просто запахом, а выражением всех ее чувств и мыслей. Автор пишет: «Она не могла говорить; она могла только, склонив свою головку, разливать вокруг себя тонкий и свежий запах, и этот запах был ее словами, слезами и молитвой». Так Гаршин показывает, что даже у молчаливого создания есть своя душа и свой язык, понятный без слов.
5
Где сидела старая жирная жаба?

Правильный ответ:

Внизу, между корнями розового куста

Пояснение:

В сказке противопоставляются два мира: прекрасный и возвышенный мир розы и низменный, приземленный мир жабы. Их местоположение в цветнике это подчеркивает. Роза цветет высоко на кусте, ближе к небу и солнцу, а жаба находится в самом низу. В тексте сказано: «А внизу, между корнями куста, на сырой земле, как будто прилипнув к ней плоским брюхом, сидела довольно жирная старая жаба». Это символизирует их разное положение в мире.
6
Какое чувство вызывал у жабы запах розы?

Правильный ответ:

Смутное беспокойство

Пояснение:

Жаба, сытая и ленивая, не радовалась ни утру, ни солнцу. Но прекрасный аромат розы не мог оставить ее равнодушной, хотя она и не понимала причину своих чувств. «…когда ветерок на минуту стихал и запах розы не уносился в сторону, жаба чувствовала его, и это причиняло ей смутное беспокойство». Это беспокойство — первое проявление ее тяги к прекрасному, которая позже превратится в злобное желание уничтожить то, что она не может понять.
7
Как звали маленького мальчика, хозяина цветника?

Правильный ответ:

Вася

Пояснение:

В сказке есть еще одна сюжетная линия, связанная с людьми — больным мальчиком и его сестрой. Именно для этого мальчика роза в итоге и была срезана. Имя мальчика мы узнаем из диалога с сестрой: «– Вася, хочешь, я тебе брошу мячик? – спрашивает из окна сестра». Мальчик Вася был тихим и болезненным ребенком, который любил проводить время в своем запущенном цветнике, наблюдая за природой.
8
Как звали сестру мальчика?

Правильный ответ:

Маша

Пояснение:

Сестра больного мальчика — очень важный персонаж. Она заботится о брате, читает ему, а в конце именно она спасает розу от жабы и срывает ее для умирающего Васи. Ее имя мы также узнаем из диалога с братом. Когда он отказывается от мячика, то отвечает: «Нет, Маша, я лучше так, с книжкой». В конце сказки именно ее слезинка, упавшая на розу, становится для цветка «самым лучшим происшествием в жизни».
9
Какое животное, кроме насекомых, однажды увидел мальчик в цветнике и очень обрадовался?

Правильный ответ:

Ежа

Пояснение:

Мальчик был очень наблюдательным и любил всех обитателей своего цветника. Он следил за муравьями, пауками и ящерицами. Но встреча с более крупным зверьком стала для него настоящим событием. «…а один раз, под вечер, он увидел живого ежа! Тут и он не мог удержаться от радости…». Он даже приручил ежика, и тот пил молоко из блюдечка. Эта деталь показывает доброту и кротость мальчика, к которому тянулись даже дикие животные.
10
Что делала сестра, когда в этом году сидела у постели больного брата?

Правильный ответ:

Читала ему книгу вслух

Пояснение:

Когда мальчик заболел и не мог больше выходить в сад, сестра не отходила от него. Она старалась развлечь его и облегчить его страдания. В тексте сказано: «По-прежнему около него сидела сестра, но уже не у окна, а у его постели; она читала книгу, но не для себя, а вслух ему, потому что ему было трудно поднять свою исхудалую голову…». Чтение вслух было проявлением ее любви и заботы, единственным развлечением, доступным больному ребенку.
11
Сколько дней, по мнению автора, длится вся розовая жизнь?

Правильный ответ:

Три дня

Пояснение:

Автор подчеркивает, какой короткой и мимолетной является жизнь прекрасного цветка. Это делает ее судьбу еще более трагичной и значимой. В сказке говорится: «…на другой день она должна была распуститься полным цветом, а на третий начать вянуть и осыпаться. Вот и вся розовая жизнь!». За эти три коротких дня розе предстояло испытать и счастье бытия, и ужас перед лицом смерти, и высшую радость самопожертвования.
12
Какие первые слова сказала жаба розе, когда заметила ее?

Правильный ответ:

«Постой, я тебя слопаю!»

Пояснение:

Жаба, будучи существом грубым и безобразным, не умела выражать свои чувства иначе, как через агрессию и желание поглотить, уничтожить красоту. Ей понравилась роза, но вместо нежных слов она прохрипела: «Постой, я тебя слопаю!». Эти слова выражают ее суть: она видит красоту, тянется к ней, но ее природа такова, что она может только разрушать, а не созидать или восхищаться со стороны.
13
Что помешало жабе в первый раз добраться до розы?

Правильный ответ:

Острые и крепкие шипы на ветках куста

Пояснение:

Природа самой розы защитила ее от первой атаки жабы. Когда безобразное существо начало карабкаться по кусту, оно столкнулось с естественной преградой. «Темно-зеленая гладкая кора розового куста была вся усажена острыми и крепкими шипами. Жаба переколола себе о них лапы и брюхо и, окровавленная, свалилась на землю». Шипы, которые являются частью розы, символизируют, что у красоты есть своя защита от грубого зла.
14
Кто пел свою песню в розовом кусте, и розе казалось, что он поет для нее?

Правильный ответ:

Соловей

Пояснение:

В момент наивысшего расцвета и счастья розы ее красоту воспел самый лучший певец в природе. «Прилетел соловей, забрался в розовый куст и запел свою песню. Как она была не похожа на хрипение жабы! Роза слушала эту песню и была счастлива: ей казалось, что соловей поет для нее…». Эта прекрасная песня стала для розы воплощением гармонии и счастья, резко контрастируя с угрожающим хрипом жабы, который раздался сразу после.
15
В какой момент жаба почти добралась до розы во второй раз?

Правильный ответ:

Когда соловей пел свою песню

Пояснение:

Вторая атака жабы произошла в момент, когда роза была наиболее счастлива и безмятежна, слушая пение соловья. Это подчеркивает коварство зла, которое нападает в самый неожиданный момент. «…вдруг, среди звонкого и нежного рокота соловья, роза услышала знакомое хрипение: – Я сказала, что слопаю, и слопаю!». В этот миг роза поняла, что погибает, так как враг был уже на соседней ветке.
16
Что приснилось сестре, когда она задремала у постели больного брата?

Правильный ответ:

Что брат, как в прошлом году, играет в цветнике и зовет ее

Пояснение:

Сон сестры показывает ее глубокую печаль и тоску по тем временам, когда ее брат был здоров. Устав от бессонных ночей, она задремала, и ей «приснилось, что она сидит у окна, что маленький брат играет, как в прошлом году, в цветнике и зовет ее». Этот контраст между счастливым сном и печальной реальностью (когда, открыв глаза, она видит его слабым и больным в постели) делает ее горе еще более ощутимым для читателя.
17
О чем попросил сестру больной мальчик?

Правильный ответ:

Принести ему одну розу из сада

Пояснение:

Лежа в постели, мальчик не переставал думать о своем любимом цветнике. Его последним желанием было еще раз соприкоснуться с той красотой, которую он так любил. Он тихо прошептал сестре: «Маша, ты мне сказала, что розы расцвели! Можно мне… одну?». Эта просьба стала поворотным моментом в судьбе розы, так как именно из-за нее сестра вышла в сад и спасла цветок от жабы.
18
Чем девушка срезала розу?

Правильный ответ:

Ножницами

Пояснение:

Автор указывает на конкретный инструмент, который использовала сестра, чтобы подчеркнуть ее аккуратность и бережное отношение к цветку, который она срывала для любимого брата. В тексте сказано: «Девушка взяла ножницы и вышла в сад». А затем, отбросив жабу: «…девушка осторожно срезала цветок и понесла его в комнату». Использование ножниц, а не грубое обламывание, показывает ее нежность и заботу.
19
Что сделала девушка с жабой, когда увидела ее на кусте?

Правильный ответ:

Тряхнула ветку и отбросила жабу носком башмака

Пояснение:

Появление сестры в саду стало для розы спасением. Увидев отвратительное существо, готовое съесть цветок, девушка, не раздумывая, вмешалась. «И схватив ветку, она сильно тряхнула ее: жаба свалилась на землю и шлепнулась брюхом». Когда жаба в ярости прыгнула на девушку, та «тотчас далеко отлетела, отброшенная носком башмака». Так зло было повержено и наказано, а красота спасена.
20
Что сделал мальчик, когда сестра поднесла ему розу?

Правильный ответ:

Вдохнул ее запах и, счастливо улыбаясь, замолчал навсегда

Пояснение:

Роза исполнила свое высшее предназначение — принесла последнюю радость умирающему ребенку. Мальчик, взяв цветок, «вдыхал в себя нежный запах и, счастливо улыбаясь, прошептал: – Ах, как хорошо…». После этого его лицо стало неподвижным, и он умер. Этот момент показывает, что красота способна подарить счастье даже в последние мгновения жизни, и жертва розы не была напрасной.
21
Почему роза чувствовала, что ее срезали недаром?

Правильный ответ:

Потому что она принесла последнюю радость умирающему мальчику

Пояснение:

Несмотря на то, что жизнь розы была прервана, она не ощущала горечи. Она поняла, что ее существование обрело высший смысл. В тексте сказано: «Роза, хотя и была срезана прежде, чем начала осыпаться, чувствовала, что ее срезали недаром». Она поняла это, потому что увидела счастливую улыбку на лице умирающего мальчика, которому ее аромат подарил последнее утешение. Ее короткая жизнь завершилась актом любви и сострадания.
22
Куда поставили розу после того, как срезали?

Правильный ответ:

В отдельный бокал у маленького гробика

Пояснение:

Роза, как особый, самый ценный цветок, была удостоена почетного места. Она не была смешана с другими цветами, а стояла отдельно, подчеркивая ее особую роль в последние минуты жизни мальчика. «Ее поставили в отдельном бокале у маленького гробика». Это показывает, что сестра мальчика понимала, как важен был именно этот цветок для ее брата, и отнеслась к нему с особым почтением.
23
Что было самым лучшим происшествием в жизни розы?

Правильный ответ:

Слезинка сестры, упавшая на цветок

Пояснение:

После того как роза исполнила свое предназначение для мальчика, ее ждала еще одна награда — проявление человеческой любви и благодарности. Когда сестра ставила розу в бокал, она поцеловала ее, и «маленькая слезинка упала с ее щеки на цветок, и это было самым лучшим происшествием в жизни розы». Эта слеза была выражением скорби, любви и благодарности сестры, и для розы она стала высшим признанием ее жертвы.
24
Что сделали с розой, когда она начала вянуть?

Правильный ответ:

Положили в толстую старую книгу и высушили

Пояснение:

Память о розе, принесшей утешение в горе, была сохранена. Ее не выбросили, как обычный увядший цветок. Ее судьба оказалась связана с книгой и памятью. Автор пишет: «Когда она начала вянуть, ее положили в толстую старую книгу и высушили…». Так красота и память о добром деле были сохранены на долгие годы, превратившись из живого цветка в символ, в гербарий, который и попал к рассказчику.
25
Откуда рассказчик знает всю эту историю?

Правильный ответ:

Ему подарили высушенную розу из книги

Пояснение:

В самом конце сказки автор раскрывает источник своих знаний. Он не был прямым участником событий, но стал их хранителем благодаря одному предмету. Он говорит: «…а потом, уже через много лет, подарили мне. Потому-то я и знаю всю эту историю». Ему подарили ту самую высушенную розу, и, видимо, вместе с ней передали и ее историю. Это создает эффект достоверности и связи поколений.
26
Какое качество лучше всего описывает розу?

Правильный ответ:

Доброта

Пояснение:

Роза в сказке является воплощением красоты и добра. Она радуется жизни, солнцу, пению соловья. Ее аромат — это ее «слова, слезы и молитва». Она не совершает злых поступков, а ее короткая жизнь завершается актом самопожертвования, когда она приносит последнюю радость умирающему мальчику. Ее готовность отдать свою жизнь ради счастья другого и есть высшее проявление доброты. Именно это качество противопоставляется злой и эгоистичной натуре жабы.
27
Какое качество лучше всего описывает жабу?

Правильный ответ:

Злоба

Пояснение:

Жаба в сказке — это олицетворение безобразного, грубого и злого начала. Ее желание «слопать» розу продиктовано не голодом, а стремлением уничтожить то, что прекрасно и недоступно ей. Ее упорство в достижении этой цели, несмотря на боль от шипов, говорит о ее злой и разрушительной натуре. Она не может созидать, а может только разрушать. В тексте ее глаза названы «злыми и безобразными», а ее намерения полны ненависти.
28
Противостоянию чего и чего посвящена эта сказка?

Правильный ответ:

Добра и зла

Пояснение:

Сказка построена на классическом противопоставлении двух начал. Роза символизирует добро, красоту, свет, самопожертвование. Жаба — это символ зла, уродства, тьмы, эгоизма и разрушения. Их конфликт — это вечная борьба добра со злом. В финале добро побеждает не физически, а духовно: роза погибает, но ее гибель осмысленна и прекрасна, она приносит радость, в то время как злобная жаба остается ни с чем, посрамленная и изгнанная.
29
В чем заключается главный смысл жизни розы?

Правильный ответ:

В том, чтобы принести радость и пользу другому, даже ценой своей жизни

Пояснение:

Сказка Гаршина имеет глубокий философский смысл. Жизнь розы была короткой, но не бессмысленной. Она обрела свое высшее предназначение, когда была сорвана для умирающего мальчика. Ее аромат подарил ему последние счастливые мгновения. Таким образом, автор показывает, что истинный смысл жизни заключается не в долгом и безмятежном существовании, а в самопожертвовании, в способности принести пользу и радость другим, даже если для этого придется отдать собственную жизнь.
30
Как можно назвать эту сказку?

Правильный ответ:

Философской

Пояснение:

Хотя в сказке есть говорящие животные и растения, ее главная цель — не развлечь, а заставить задуматься над важными вопросами жизни и смерти, добра и зла, красоты и уродства, смысла существования. Такие произведения, которые поднимают глубокие жизненные вопросы и заставляют читателя размышлять, называются философскими. Автор использует сказочную форму, чтобы в доступной для детей манере поговорить о очень серьезных и вечных темах.